В каждой семье есть свои истории, которые могут рассказывать друзьям и родным, собираясь вместе вечерами или в праздники, или просто вдруг вспомнив что-то по случаю… Эти истории позволяют во многом ощущать принадлежность к семье, к роду, состоящему из многих поколений. Знать про себя, что я – не просто песчинка в этом мире, я принадлежу к своей семье, я ее часть, я продолжение многих поколений людей, которые были до меня.
Конечно, эта информация влияет на формирование у детей представления о себе. Многие истории внутренне дают ответ на незаданные вопросы: «кто мы?», «какие мы?», «чем мы гордимся?», «о чем важном помним и о чем забываем?»… Это может быть связано с формированием личной идентичности и родовой.
На личную будут влиять истории рассказанные о самом ребенке, о том, например, как ждали его рождения, как выбирали ему имя и кто его придумал, о том как ребенок рос, как себя вел, что говорил… Дети любят такие истории о себе, это позволяет им заглянуть в тот период их жизни, который они сами могут и не помнить. Это транслирует отношение родителей, что тоже влияет на самоощущение ребенка. Родители и их рассказы – это своеобразное зеркало, в котором ребенок учится видеть себя, формировать знание о себе и своей семье.
Ребенку можно рассказывать как мама общалась с ним пока он был еще в животике, как он там себя вел, какой у него уже там был характер. Мама может рассердившись сказать: «Всегда таким упрямым был, как упрешься лбом – не сдвинуть!» Или может с теплом и нежностью говорить: «Ты утром всегда со мной здоровался. Я просыпаюсь, и ты шевелиться начинаешь. Я тебя глажу, а ты мне изнутри отвечаешь». Это будут два разные послания.
Можно рассказать, как ребенку выбирали имя, почему выбрали именно это. Было ли это именем кого-то из родственников или понравившимся по значению, звучанию…. Кто предложил этот вариант, как все происходило, обсуждалось ли. Эти истории и про отношение к ребенку, и про ожидания от ребенка (что он будет похож на значение имени или на того человека, который уже носит это имя).
Через семейные истории дети усваивают ценности, которые приняты в их семье. Например, ценность образования или ценность умения вести хозяйство, ценность бережливости… Все эти вещи могут не говориться прямым текстом, но пересказывая семейные истории мы всегда говорим с каким-то личным отношением к событиям, это отношение считывается на бессознательном уровне и воспринимается ребенком, как свое, важное, семейное знание. И тогда ценность умения вести хозяйство – это уже не только про отдельного человека, а про принадлежность к своему роду, про себя, как часть чего-то большего.
Если бабушка\прабабушка рассказывала, как она во время войны в любую погоду ходила по несколько километров в школу зимой, чтобы учиться, то это будет и про высокую ценность знаний, и про стойкость перед трудностями, умение их преодолевать, и про терпение.
Если мама рассказывает ребенку про то, как вместе с ним маленьким нашли на улице птенца с подбитым крылом (крошечного слепого еще котенка) и потом выхаживали, выкармливали, не спали почти несколько дней, то это может быть про ценность жизни как таковой, про милосердие, про любовь к животным.
Любой рассказ будет как-то ребенка воспитывать. Опять таки через отношение родителей, рассказывающих ребенку о его поступках. Будут ли они говорить о чем-то с гордостью или пренебрежением, с любовью и нежностью, одобрением или порицанием, раздражением…. Через эмоциональное отношение ребенок поймет для себя, нравится ли его поступок родителям, правильно это было или нет. Говоря про ребенка «Вот хитрюга!» с восхищением мы, скорее всего, покажем ему, что нам нравится его хитрость. Дети (и не только дети) в первую очередь среагируют на невербальные сигналы (тон, мимика, эмоциональная окраска) – это стоит учитывать, особенно, если мы вкладываем в рассказ, в историю что-то поучительное, хотим донести до ребенка какие-то нормы поведения.
Отдельно хочу отметить, что кроме того, что говорится еще большое значение в семейной истории и развитии ребенка имеет то, о чем молчат. Замалчиваемые из стыда или других соображений истории, как скелеты в шкафу, имеют огромное значение и огромное влияние, прорываясь порой через несколько поколений.
Важно учитывать и то почему история замалчивалась, из каких невыносимых тогда переживаний пришлось молчать предкам, какие чувства давить в себе. Именно эти невыносимые чувства будут в тени у нескольких поколений и могут влиять на жизнь людей одной семьи, сохраняясь, передаваясь неявными посланиями семейных тайн. Это может быть стыд, страх, невыносимое горе и боль утраты чего-то важного. Тогда, в прошлом, недоставало сил, чтобы это пережить. Чувства капсулировались. И каждое новое поколение- это своеобразная надежда рода на разрешение, проживание тех старых ситуаций.
Молодому поколению они могут быть неизвестны, могут долетать обрывками историй, но так и норовят просочиться в жизнь, найти новое воплощение и быть прожитыми, чтобы, наконец, остаться в прошлом.
Что это может быть?
В семье на уровне привычки может быть важно не хвалиться, не показывать свое благополучие. Почему? Потому что когда-то давно это благополучие было утрачено и боль от утраты не пережита до сих пор. Невозможно тогда было горевать об этом, другие насущные дела были.
Еще, например, может быть важно не показывать своей чувствительности, уязвимости, быть стойким и терпеливым. Когда-то семья попала в такую ситуацию, где чувствам не нашлось места. Где пришлось держаться, где помочь было некому и рассчитывать пришлось только на себя. Сейчас все давно не так, ситуация изменилась, а привычка осталась, словно с молоком матери впиталась и передается в поколениях.
Изучая семейную историю самостоятельно или вместе с психологом составляя геносоциограмму, можно обнаружить такие вот узелки на жизненном пути семьи и распутать их. Вывести привычное поведение на уровень сознания, обдумать его, осмыслить то как оно, это поведение, соотносится с реальной жизнью сейчас. Нужно ли оно? Когда-то оно было адаптивным, но сейчас может мешать. Возможно, пришла пора оставить прошлое в прошлом и шагнуть в будущее.
Об авторе