Еще до рождения ребенка родители задумываются, о том каким он будет. Не только кто родится, мальчик или девочка, но и на кого будет похож, пытаются угадать его темперамент и будущий характер.
С самого начала, с послеродового периода, родителям и детям приходится адаптироваться к совместной жизни, приспосабливаться друг к другу, учиться взаимопониманию.
Чем младше ребенок, тем больше этой нагрузки падает на родителей – от младенца сложно ожидать понимания. Чем старше ребенок, тем больше к нему правомерных, соответствующих возрасту, требований.
Иногда родителям бывает сложно перестроиться, успеть за взрослением ребенка и тогда, бывает, что требования как к трехлетке, а привилегии и свободы не догоняют. В итоге мама и папа сталкиваются с дополнительными сложностями при проживании семьей детского кризиса трех лет. Кризисы – это нормальное явление, это новая ступенька в развитии ребенка, новые задачи, которые он осваивает.
Иногда переключиться на новый вариант взаимоотношений и новое поведение довольно сложно.
Мешает инерция, стереотипы, уже имеющиеся установки, мифы о родительстве и воспитании.
Чем помогает психолог?
Информационной поддержкой. Это касается закономерностей развития ребенка, особенностей протекания разных возрастных периодов, поведения ребенка.
Прояснением происходящего. Находясь внутри ситуации, бывает довольно сложно находить из нее выход. Это порой напоминает блуждание в лабиринте без фонарика. Психолог, в этом случае – тот, кто подсвечивает путь. За счет диагностики, внешнего нейтрального доброжелательного взгляда.Самое важное — помочь родителю и ребёнку найти точки соприкосновения, а дальше они сами справятся с проблемной ситуацией.
В работе с вопросами, касающимися детско-родительских отношений, я для себя выделяю несколько сфер.
Об авторе