То, что вы хотели узнать о психологе, но не решались спросить.

Автор:Надежда Керова

То, что вы хотели узнать о психологе, но не решались спросить.

Недавно я давала интервью о работе психолога и решила опубликовать его здесь, на своем сайте. Возможно, этим я отвечу на незаданные вопросы моих читателей.

Интервьюер : Надежда, назовите ваш возраст, стаж, образование ?
Надежда Керова, психолог:  36 лет , ПГПУ институт психологии-2006. Практической психологией занимаюсь с  2005, только психологическая практика без совмещения с чем-то еще с 2011 года.
И: А место работы сейчас?
Н.К.: Частная психологическая практика. Индивидуальное и семейное консультирование.
И: Почему вы выбрали эту профессию, какие мотивы?
Н.К.: Мне всегда были интересны люди, то, как складываются отношения между людьми и то, как работает психика. А также желание помогать людям в преодолении проблем и сложностей. То есть любопытство, исследовательский интерес и помощь.
И: Вы довольны своей профессией? Разочарования не было?
Н.К.: Да, я довольна своей работой. Она мне нравится. Даже когда бывает сложно, удовольствия от работы и удовлетворения от результатов, которых достигают мои клиенты намного больше. Когда удается помочь человеку справиться со сложными жизненными переживаниями – это очень радует и вдохновляет.
И: Был ли момент , когда хотелось оставить эту профессию ?
Н.К.: Были страхи и сомнения при переходе к частной практике. Тогда стоял выбор: идти за интересом или туда где более предсказуемо.
А в содержании работы разочарования нет,  никогда и не было.
И: Это основная профессия, Надежда?
Н.К.: Да. Единственная сейчас. У меня первое образование медицинское. В психологию пришла сознательно, уже с определенным жизненным и профессиональным опытом.
И: Первая профессия как-то повлияла на вас? В нынешней работе мешает или помогает?
Н.К.: Конечно, повлияла. Я больше десяти лет проработала в медицине – в акушерстве и на «скорой». В акушерстве много про жизнь, про рождение, про радость и счастье. Это хороший опыт. На «скорой» видела много боли и страданий, научилась там чувствовать человеческую боль, выдерживать ее и помогать, находиться рядом, не раскисая, оставаясь живой.  В моей работе сейчас это помогает.
И: Какие положительные и отрицательные стороны есть в вашей профессии? Как профессия влияет на вас?
Н.К.: Наверное, любое из качеств можно оценить и так и так. Напишу, что первое приходит на ум. Большее понимание себя, своих особенностей, сильных и слабых сторон, ограничений. Умение заботиться о себе, более бережное к себе отношение. Умение восстанавливаться, распознавая свои потребности и удовлетворяя их. Это все, в том числе требование профессии, без этого долго не проработать – эмоционально сгоришь.
Умение наблюдать и анализировать – это и хорошо и плохо, поскольку навык не выключаемый. Кнопку не дали.
Избирательность в социальных контактах вне работы, некоторая закрытость. На работе общение, поэтому дома нужна тишина.
И: Как удается избавиться от отрицательной энергетики? Люди приходят с проблемами,  соответственно пропускаете ли вы эту энергетику через себя? Или удается абстрагироваться?
Н.К.: В работе я погружаюсь во все клиентские истории. Я работаю собой. Сочувствую искренне, горюю с клиентами, со – переживаю. По-другому нельзя. Нельзя не пропускать через себя. Фальшь почувствуется и толку будет мало.  Иногда мои переживания – это для клиента единственный способ понять, что происходит с ним самим. Через меня, мой отклик на его историю. Особенно, если для клиента в его истории много непереносимого, такой накал эмоциональной боли, который проще «выключить», чем ощущать. И тогда сначала чувствую я, делюсь своими чувствами с клиентом, и это помогает выпускать сильные эмоции постепенно.
И: А как себе помогаете? Это наверняка не просто выдерживать.
 Н.К.: Соприкосновение с тем, что говорит и чувствует другой необходимо. Позволить себе чувствовать себя, проживать свои чувства, появляющиеся в ответ на слова и эмоции клиента, не затормаживать их, не накапливать – уже во многом помогает. Это прямо в процессе работы – замечать себя, осознавать происходящее с самим собой.
После работы – позаботиться о себе. Арсенал способов накапливается с годами. У меня это прогулки, природа, животные, рисование и другое творчество, забота о своем теле, физический труд, упражнения. В разных ситуациях разное помогает – важно прислушаться к себе, чтобы понять это.
И: Вы поддерживаете поговорку о вашей профессии :”Сапожник без сапог”?
Н.К.: Нет. Я считаю, что в любой профессии можно найти ошибки у профессионалов. Мы живые люди и как любой человек живем, живем по-разному. Со своими проблемами, бедами, сталкиваемся с горем. Профессия психолога – не способ избежать проблем, не страховка от жизненных неудач. Может быть, она позволяет по-другому к ним подходить и по-другому решать.
И: Придерживаетесь ли убеждения, что проводить консультации с родственниками , друзьями и детьми нельзя?
Н.К.: Да. Психологическая консультация и психотерапия – это специфические отношения. Фокус внимания сосредоточен на клиенте. Я забочусь о нем, а не он обо мне. В личном общении с семьей и друзьями другое распределение внимания, другой баланс. Конечно, я могу где-то использовать свои знания, если это необходимо, в первую очередь для лучшего понимания ситуации. Стану ли я их “лечить”? Нет. Я могу этим приобрести клиента и потерять друга. Помогу, оставаясь в рамках дружеских или родственных отношений.
И: Можете помочь себе в трудных ситуациях?
Н.К.: Да. Уже приходилось. Это было вынужденное решение, мне нужна была помощь, и не было возможности обратиться к коллегам. Помогла себе сама отрегулировать эмоциональное состояние, выпустить частично переполнявшие меня эмоции, опираясь на свои знания и навыки. Но при возможности я бы предпочла пойти к терапевту, а не заниматься самолечением.
И: Как совершенствуете свои знания? Необходимо ли учиться поле ВУЗа?
Н.К.: Практически постоянное обучение после университета. Литература, специализации, участие в практических конференциях, интервизорская и супервизорская групповая работа, супервизия. Это необходимо для поддержания должного профессионального уровня и развития в профессии.
И: Закончите предложение : Любой психолог сможет… Ни один психолог не сможет…
Н.К.: Любой психолог сможет помочь кому-то. На каждого психолога – свой клиент.
Ни один психолог не сможет помочь тому, кто не хочет помощи, не желает менять свою жизнь. Никого нельзя спасти насильно.
И: Каких клиентов вы не возьмете на консультацию?
Н.К.: Химическая и игровая зависимость, психическая патология.
И: Результат своей работы всегда видите?
Н.К.: Нет, не всегда. Иногда он бывает отсроченным, не все потом приходят рассказать об этом. Бывает, что клиенты исчезают без предупреждения. Жаль. Но так тоже бывает.
Очень приятно видеть изменения, слышать отклики о нашей работе от тех с кем работала несколько лет назад. Бывает, что мне пишут бывшие клиенты, чтобы поделиться радостями – родился долгожданный ребенок, поменяла работу, улучшились отношения в семье, завершились мучавшие отношения, изменилось отношение к себе и отношения окружающими. Чаще пишут о переменах к лучшему.

Об авторе

Надежда Керова administrator