Еда в семейной системе – поддержка и провокация.

Фото аватараАвтор:Надежда Керова

Еда в семейной системе – поддержка и провокация.

EC49NW53jG8

Один из очень интересных моментов в семье – это изменение образа жизни кем-то из членов семьи. Например, женщина решила похудеть к пляжному сезону, или ребенок-подросток увлекся здоровым образом жизни, включающим спорт и изменения в питании.
Семья, как система обязательно отреагирует! При этом важно помнить, что семейная система больше, чем один человек! И общая сила системы больше, чем сумма сил ее членов.

Вообще в деле снижения веса, спорта, здорового образа жизни и любых других нововведений у кого-либо из членов семьи, реакция семьи в целом очень интересна и показательная.

Семья может поддерживать этот процесс или ему сопротивляться. А может делать то и другое одновременно – в чем-то поддерживать, а в чем-то сопротивляться, замедлять процесс или вовсе его останавливать.

Может говорить о поддержке, но негласно сопротивляться, пассивно выражая свое недовольство – причем чаще всего даже не осознавая его.

Почему так происходит?

Семья, как система постоянно имеет два вектора – направленный на стабилизацию и направленный на развитие. Вектора могут порой весьма сильно противоречить друг другу, между ними, как правило, большую часть времени поддерживается равновесие. Иногда оно довольно хрупкое. Под воздействием каких-либо внешних или внутренних сил равновесие в семейной системе может нарушаться и тогда, система очень хочет «вернуть все как было».

Вес, как семейный симптом — это один из вариантов поддержания стабильности семейной системы. Один из, потому что их много, а сейчас я пишу именно про вес, еду и отношения в семье.

Если вдруг кто-то из членов семьи пытается нарушить стабильность, то система в целом начинает сопротивляться. Это очень сложно выдерживать! Просто потому, что, как мы помним, система всегда больше, чем один человек.

Это не только в вопросах веса бывает, но и в любых значимых изменениях. Те, кто проходил длительную терапию с психологами отмечали, что в какой-то момент семья активно против.
Причем против семья может быть даже в том случае, если изначально активно поддерживала поход к психологу или даже настаивала на нем.
Почему так? Вначале семья могла среагировать на то, что кому-то из ее членов активно плохо, есть выраженный дискомфорт. Когда начинается работа с психологом, то в начале может значимо спадать напряжение – это обычно всем в семье нравится, жить становится легче. Затем начинают происходить изменения, зачастую затрагивая не только того, кто является клиентом, но и остальных, так как меняются отношения в семье. Это уже не особо приятно, напряжение может появится вновь и нарастать.

Изменения непонятны, а незнакомое чаще тревожит, вызывает опасения, нарушает стабильность. Их хочется прекратить. Чтобы было как раньше. Пусть не очень хорошо, зато понятно. Поэтому очень часто работа останавливается на том месте, где снято первое напряжение, стало легче. Чтобы продолжать, не бросить нужна четко осознаваема мотивация и внутреннее согласие на этот душевный труд, который будет продвигаться на личной энергии отдельного человека, либо на энергии всей семьи, если речь идет о семейных изменениях. На любые изменения нужна энергия, которую можно вложить в процесс трансформации, чтобы обеспечить его. Энергия своя, внутренняя, даже при наличии внешних помощников и группы поддержки. На внешней энергии психолога, диетолога, тренера и т.п. далеко не уехать.

С диетами и спортом это, порой, превращается в саботаж. Иногда тихий, иногда активный. Вариантов масса, напишу немного.

“Дразнить” совершенно случайно, само собой, вкусняшками, конфетками-шоколадками…

Случайно портить полезную еду, забывать ее купить, если попросили.

Покупать и демонстративно съедать вредную.

Жалеть – “Ах, как же тебе тяжко, может ну его… хоть сегодня отдохни”

Соблазнять совместным ужином.

Горько вздыхать и печалиться, что утрачивается что-то, что было раньше.

И это все правда, так и есть. Многое ранее скреплявшее семью, например, совместные долгие и обильные ужины, может быть утрачено. Причем там ведь не только “вредная” часть в виде лишних калорий и гиподинамии, но и ценностная и ценная часть – совместности, общения, близости.

Если саботаж есть, стоит разбираться с чем именно он связан, что боится потерять семья, если кто-то начал меняться. Разбираться, что именно опасается потерять или реально теряет семья, чтобы можно было найти адекватную замену этому. Например, поддерживать близость не с помощью еды и совместных ужинов, а за счет совместного просмотра фильмов, без еды, или совместных игр, чтения, бесед…

В каждом отдельном случае нужно разбираться индивидуально, потому что даже при похожих исходных данных, каждая семья все делает по-своему и наполняет похожие вещи своим уникальным смыслом.

Психолог, семейный психолог, Надежда Керова. 03.03.2019.

Об авторе

Фото аватара

Надежда Керова administrator