Достижение результата или наслаждение процессом – что важнее?

Фото аватараАвтор:Надежда Керова

Достижение результата или наслаждение процессом – что важнее?

Этот вопрос сами себе люди задают не часто. Но бывает, что об этом спрашиваю я. Спрашиваю у родителей, которые рассказывают о том, что у детей совсем нет мотивации, что дети плохо занимаются, что приходится много контролировать и подгонять, а это изрядно утомляет и родителей, и ребенка. Смотрю в глаза родителей и вижу там массу тревоги за настоящее и будущее детей. Страх, что «он же никогда не научится делать сам», а «если я перестану требовать, то что скажут педагоги, он же на тройки съедет»…
Спрашиваю у взрослых, которые рассказывают на консультации, как страшно начинать новое, страшно пробовать и ошибиться, сделать некачественно.
Рассказывают, как борется внутри желание и страх, продиктованный требованиями: «Достигай! Не ошибайся! Делай сразу хорошо».
Как предательский голос внутри твердит: «Не смей портить картон просто так!», «Ну куда ты извел всю цветную бумагу?», «Пластилина на тебя не напасешься», «Опять желтая краска кончилась!»
У родителей свои строгие голоса внутри, свои контролеры и критики, жестко оценивающие родительскую компетентность и необходимость соответствовать.
После рассказа клиента наступает череда моих вопросов. Вопросов, направленных на то, чтобы человек мог сам разобраться что лично для него важнее и лучше.
Например, для чего ходить в секцию или кружок? И совпадают ли ответы на этот вопрос у родителя и ребенка? Это могут быть вопросы о реальных маме, папе, сыне, дочке.
Или, если речь идет о взрослом человеке, который замер и не может сделать шаг, то о его внутреннем ребенке, его детском опыте желаний и его же внутреннем голосе, который требует и критикует.
Бывает, ответы на этот вопрос не совпадают. Порой ребенок (или детская внутренняя фигура) открытым текстом говорит, что хочет заниматься чем-либо для удовольствия.
А родителю (и внутреннему родителю тоже) нужны успехи, прогресс и продвижение. Медали, кубки, призовые места, дипломы, награды. Быстрее, выше, сильнее, умнее, успешнее… Постоянная гонка и соперничество с другими людьми.
Тогда следующие вопросы:
Какой ценой вы готовы оплатить достижения? Нервным напряжением вплоть до срыва? Слезами, усталостью? Тем что ребенок навсегда разучится делать что-то просто так, для радости от процесса? Тем что всегда в любом деле будет ориентирован только на результаты?
Вас устраивает эта цена? Устроит ли она ребенка, когда он вырастет? Или в цену сегодняшних успехов придется заложить еще и оплату психологических консультаций, направленных на возвращение себе чувствительности, спонтанности, обнаружение своих желаний и умения радоваться простым делам?
Чтобы научиться трудиться и достигать совсем не обязательно делать это везде, во всех сферах жизни. Что-то вполне может быть просто ради процесса и удовольствия.
Причем, чем младше ребенок, тем больше места и времени занимают те дела, которые просто про жизнь и присутствие в ней. Просто игра, как процесс. Творчество. Созидание и разрушение. Наблюдение за жизнью вокруг. Движение, чтобы идти, а не чтобы прийти куда-то в определенное место. Езда на велосипеде просто, чтобы кататься, а не чтобы приехать.
Это важно, чтобы у человека была возможность что-то делать с усилием – и этому тоже нужно учиться. И что-то другое делать просто ради собственного удовольствия в процессе – в своем темпе, на своем комфортном уровне. Разрешая ребенку (и ребенку в себе) творческую часть жизни, придающую энергии и дающую силы на работу.

Психолог Надежда Керова. 25.04.2019. Пермь.

Об авторе

Фото аватара

Надежда Керова administrator