Прошло уже три месяца с начала учебы в школе – самое время поговорить про адаптацию к школе и ее возможные нарушения.
Почему сейчас?
Три месяца – это срок, когда уже можно более-менее адекватно оценивать процесс привыкания ребенка к школе. Эффект новизны уже прошел, знакомство с одноклассниками, педагогами, новым режимом и правилами состоялось.
При этом трудности, если они есть, уже заметны и можно выделить какие-то конкретные сложности у отдельного ребенка.
Это могут быть проблемы со здоровьем, с освоением школьного учебного материала, нарушенное, нетипичное для этого ребенка эмоциональное состояние или поведение.
Итак, каковы признаки, что ребенку сложно дается адаптация к учебному процессу:
Чем раньше родители начнут обращать внимание на то как ребенок адаптируется к учебе, чем раньше будет организована помощь в адаптации и возможная коррекция нарушений, тем проще исправить ситуацию. Затянувшиеся проблемы в дальнейшем накапливаются как снежный ком и существенно затрудняют выход из ситуации.
Почему именно родители должны обращать внимание? Ведь в школе же проводится тестирование и диагностика уровня адаптации.
Да, в школах проводят диагностику, но не всегда удается выявить сложности без подробного обследования конкретного ребенка. Не все возможные проявления, например, нарушения сна, можно отследить в школе. Гораздо проще увидеть, как изменился этот конкретный ребенок в сравнении с ним самим за пару месяцев учебы, чем понять среди 25-30 детей у кого есть сложности пока они не сильно выраженные. Именно поэтому у родителей гораздо больше возможностей заметить, если что-то идет не так.
Каковы причины нарушения процесса адаптации к школе?
Особенности нервной системы ребенка – какая она, сильная или слабая, насколько быстро истощается, как проходят процессы возбуждения и торможения.
Насколько развиты на момент начала обучения в школе память, внимание, произвольность, крупная и мелкая моторика.
Особенности темперамента – слишком быстрому и возбудимому ребенку будет сложно усидеть на месте, точнее ему для этого понадобится больше усилий. Медлительному, флегматичному, возможно, будет сложно успевать за общим темпом в классе. Особенности важно учитывать хотя бы дома при выполнении домашних заданий, чтобы компенсировать то, что перегружается в школе.
Важно также общее состояние здоровья ребенка, ослабленным детям бывает сложнее.
Недостаточная подготовленность ребенка к школе. Если есть пробелы в подготовке, не хватает знаний и навыков, то все это приходится наверстывать на ходу, что тоже не особо способствует успешной адаптации.
Невысокий уровень социальной компетентности. Когда ребенок имеет небольшой опыт и недостаточные навыки для построения отношений с другими детьми и разными взрослыми. Одно из важных требований возраста – умение налаживать контакты с детьми и взрослыми в процессе делового общения, не только и не столько в игре. Это могут быть взрослые, которые относятся к ребенку без особой симпатии, более ровно и строго, чем близкие и знакомые – важно, чтобы ребенок умел различать личное и деловое общение и переключаться между ними.
Что касается общения с детьми, то в младшем школьном возрасте, все еще важна игра и умение играть по правилам, договариваться.
Чтобы вовремя выявить дезадаптацию, стоит быть максимально внимательными к ребенку, обращая внимание на его самочувствие, поведение, поддерживать контакт к с педагогом, интересоваться школьными делами ребенка. С самим ребенком можно обсуждать как прошел его день – чем он был интересен, что нового узнал, с кем познакомился, кто его сосед по парте, кто из одноклассников ему более симпатичен и почему.
Если заметили тревожащие признаки, обязательно стоит поговорить с учителем ребенка, обратиться к школьному психологу, если есть такая возможность. Возможно, потребуется дополнительная диагностика и коррекционные мероприятия, чтобы облегчить ребенку процесс адаптации.
Также, при желании, родители могут обращаться к частнопрактикующим специалистам.
Помните! Важно не затягивать и не пускать этот процесс на самотек.
Психолог, семейный психолог, Надежда Керова.
10.12.2018 г. Пермь.
Об авторе