Дневник мамы первоклассника – 7. Первые итоги.
Прошел первый месяц учебы, половина первой четверти. Еще около 4 недель и первые каникулы. Адаптация ребенка к школе идет полным ходом, постепенно осваивается все больше новых для первоклассника навыков. Что-то уже стало понятным и привычным, перешло на уровень автоматических действий, что-то еще приходится контролировать в дежурном режиме, что-то требует усилий.
На что важно обратить внимание в это время?
Не научился еще читать бегло, но читает существенно лучше, чем месяц или два назад – отлично. Это стоит отметить, для себя и для ребенка. Осознание того, что процесс не стоит на месте, выход в позицию наблюдателя – это тоже полезный навык. Ребенок научается таким образом замечать, как идет его личный процесс обучения, формируется способность оценивать самого себя и контролировать самостоятельно какие-то вещи. Пока это больше делают родители – показывают ребенку что было «вчера» и что «сейчас». И мы же помним, что ребенка стоит сравнивать только с ним самим раньше, а не с кем-то другим.
Что делать с тем, что трудно?
Если вы сами заметили трудности ребенка или он пожаловался, то в первую очередь, важно разобраться в чем именно сложность, с чем она связана.
Например:
* Трудно писать – твердый карандаш, который рвет бумагу или слишком мягкий, который ее пачкает и не дает возможности провести тонкую линию. Решение в этом случае – подбор оптимальных, удобных для ребенка рабочих инструментов. И это не только про карандаш. Из таких мелочей может складываться ощущение комфорта или дискомфорта при выполнении уроков.
* Эмоциональные трудности. Страх совершить ошибку, испортить пропись. Нарисовать недостаточно красиво.
В этом случае можно обратить внимание на 2 момента – достаточно ли ребенку поддержки в том, что он уже делает хорошо, достаточно ли ему понимания, что можно ошибаться и исправлять ошибки, что это не катастрофа. Тут важно не обесценить его переживания, не отмести их, не игнорировать, а понять насколько он переживает и в тоже время помочь прийти к пониманию, что можно пробовать, делать, переделывать.
Иногда срабатывает волшебная фраза: «Мы просто попробуем». Кстати, срабатывает не только с детьми.
И второй момент – тренировка в безопасных и комфортных условиях. Опасается ребенок, что рисунок не получится в классе – важно дать ему возможность испортить 20-30 других рисунков. Дома. Чтобы появился опыт проб, опыт тренировки какого-то навыка – например, навыка рисования кривых домиков.
* Сложности связаны с вниманием, концентрацией, запоминанием.
Здесь, с одной стороны, тренировка и не только на учебном материале, но и на любом другом подручном – на кухне, на прогулке, с игрушками и играми…
С другой стороны, обратить внимание на физическое здоровье школьника. Иногда именно с повышением нагрузки в период адаптации к школе проявляются различные заболевания.
Кстати, у некоторых детей именно учащение заболеваний является ярким признаком нарушения процесса адаптации. То есть – везде все более-менее хорошо, но ребенок болеет и болеет.
Важно подходить к подведению первых итогов комплексно, видеть и учить ребенка видеть не только трудности, но и достижения. Замечать прогресс, продвижение вперед. И отмечать то, над чем важно поработать дополнительно. Просто чтобы не было перекосов в какую-то одну сторону.
Если же сложностей много и они вызывают тревогу, напряжение, нарушают привычную жизнь семьи, то стоит обратиться за помощью к специалистам.
Психолог, семейный психолог, Надежда Керова.
Об авторе