Дневник мамы первоклассника – 4. Безопасность детей.

Фото аватараАвтор:Надежда Керова

Дневник мамы первоклассника – 4. Безопасность детей.

Дневник мамы первоклассника – 4. Безопасность детей.

Спасибо огромное всем кто написал мне в соц сетях о своем интересе к теме детей и начала учебного года. Все вопросы важные.
Лично я на данный момент приоритетным выделила вопрос безопасности. Приоритет я ставлю по тяжести возможных последствий, если “что-то пошло не так” – свое медицинское прошлое и природную осторожность игнорировать я не стану. ))
К тому же лично я заметила, что уже сейчас, в середине первой недели обучения, поток родителей первоклашек несколько истощился. Утром в школе стало намного меньше родителей, чем было в понедельник.
И то правда, что дети уже сколько-то освоились, поняли как проходить турникет, где гардероб, какой порядок переодевания и по какой лестнице идти в свой класс.
Многие живут совсем рядом со школой, буквально за забором школьной территории.
У многих родителей рабочий график диктует свои правила и каждый день провожать до холла школы и встречать у дверей после уроков просто невозможно. Кто-то взял отпуск, но это тоже только один месяц.
А потом часть детей станут вынужденно самостоятельными.
Я вижу несколько маркерных точек по которым важно учить детей безопасности:
* Дороги и правила дорожного движения.
Даже если это просто дворовые дороги.

* Школа и поведение внутри школы.

* Безопасность дома в быту.

* Незнакомые взрослые. Незнакомые дети. Знакомые взрослые и знакомые дети.

* Животные.

* Интернет и социальные сети.

Конкретные правила стоит разработать каждой семье свои, с учетом своих возможностей и ограничений, своего образа жизни, характера своего ребенка.

* Дороги и правила дорожного движения. Даже если это просто дворовые дороги, проезды.

Я водитель, я с уважением и вниманием отношусь к ПДД. Я буквально дрессирую детей на исполнение правил всегда и везде. Никаких послаблений на то, что сейчас дорога пустая и можно пройти на красный.
Ремень безопасности должен быть пристегнут всегда.
Внимание на дороге всегда! И во дворе тоже. Буквально сегодня на нас ехала не снижая скорости большая белая ауди по дворовому проезду у школы. Жуткое ощущение, я смотрю на водителя, он смотрит на нас и не тормозит. Чуть отвлекись, не уйди вовремя на обочину и …
Навыки безопасности на дороге – это всегда рассказ, объяснение и тренировка, тренировка, тренировка. Много раз. Поэтапно. Сначала все делает и показывает взрослый, поясняя свои действия, постепенно передает ребенку по частям, контролируя исполнение. Потом уже не подсказывает, а только смотрит. В конце разбор как оно было.
И периодические повторы.
Я не зануда, у меня просто нет запасных детей. Хотя, нет, я зануда в этом вопросе.

* Безопасность дома в быту.

В нашем детстве нас учили зажигать газ или включать плитку, чтобы разогреть себе обед после школы. Это было целое действо, опять же разбитое на этапы: сначала достаешь спички, готовишь две штуки, основную и запасную, поворачиваешь кран газа на самый минимум, зажигаешь спичку, подносишь…
Сейчас намного проще, есть микроволновки, электрические чайники, термопоты и т.д. Но даже сейчас ребенка важно учить заранее всем этим безопасно пользоваться, если после школы он хотя бы какое-то время будет один дома. Чтобы не обжегся, не порезался, не …
Кроме того хорошо, если дома крупно маркером написаны на листочке телефоны экстренных служб и телефоны родных. И лежат на видном месте всегда. Если что-то случится ребенок может забыть телефон, растеряться, а если есть записка – напоминалка, то шансов на звонок о помощи много больше. Конечно, важно научить ребенка тому, что звонить родителям – нормально.
Также важно поговорить о том кому можно и нельзя открывать двери. Можно ли самому уходить гулять и т.д.

* Незнакомые взрослые. Незнакомые дети. Знакомые взрослые и знакомые дети.

Ребенок должен отчетливо понимать, что допустимо, а что нет в отношении него со стороны других людей. Что есть разная степень приближения и разная степень доверия другим людям.
Можно нарисовать круговую диаграмму и пояснить, что есть ближний круг – семья, родители. И есть другие люди, кто-то ближе, кто-то дальше – все на разной дистанции. Что общение с разными людьми бывает разное. Хорошо, если эта информация не вываливается на ребенка непосредственно в сентябре или в августе перед школой, а выдается постепенно, но постоянно.
Летом мы гуляли в парке, было много народу, я обратила внимание на семейную пару с ребенком. Папа объяснял сыну, что если он вдруг потеряет родителей из виду в толпе, он должен обратиться к кому-либо и попросить отвести его к администратору. Мама тут же уточнила: обратиться к женщине с детьми. Затем они попросили ребенка повторить сказанное и пояснить, как он это понял и зачем все это надо.
У этой семьи есть свое представление и четкий алгоритм действий, о котором знают все члены семьи.
Про разные ситуации, которые могут приключиться с ребенком и про взаимодействие с разными другими людьми хорошо рассказывают специалисты по кризисным ситуациям. Например, поисковики, которые ищут потерявшихся детей – у них накоплен огромный опыт по детской безопасности.

* Животные.

Общению и взаимодействию с животными тоже стоит обучать. Пояснить разницу между дикими животными в зоопарке и теми, кто по какой-либо причине забрел в город. Что симпатичная лисичка может быть опасна. Что свои домашние собаки и кошки, чужие собаки и кошки, собаки и кошки на улице – это все разные животные со своим характером.

Что если хочется погладить собаку, стоит спросить хозяина можно ли.
Что маленький размер – не гарантия безопасности или дружелюбия.
Что не стоит причинять животному боль или пугать.

Недавно мы были на волонтерском празднике «собака-обнимака». Я на автомате повторила правило, про «сначала спросить, потом гладить» чем удивила волонтеров – мне сказали, что все собаки здесь мирные и адекватные.
Но мои правила не столько про чужих собак сколько про моих детей. Я не считаю, что у всех должно быть также, просто в моей семье так.

В общем, я за любовь к животным, за общение и за соблюдение техники безопасности.

* Интернет и социальные сети.

Про допуск детей в сеть, про опасности и соблазны написано много. Что-то из области страшилок, что-то из реального неприятного опыта разных людей.
Я рассуждаю так: есть ли реальная необходимость ребенку иметь постоянный собственный доступ в интернет и социальные сети? Доступ, чтобы что? Какова функциональная нагрузка? Есть ли альтернативы?
Я не считаю необходимым рассказывать семилетке во всех подробностях чем «богат» интернет, я считаю. Что о безопасности ребенка могут и должны позаботиться родители.

Вполне возможно, что я сейчас вспомнила далеко не про все, связанное с детской безопасностью, надеюсь, что мои размышления чем-то откликнутся своим, поскольку у каждой семьи свои границы и свои принципы.

Об авторе

Фото аватара

Надежда Керова administrator