Все мы знаем детскую песенку о том, чему учат в школе:
Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать, малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
К четырём прибавить два, по слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Книжки добрые любить и воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Но толь ко ли этому? И этому ли сейчас учатся дети? Многие приходят в школу уже умея считать, читать и писать. Некоторым детям откровенно скучно в первом классе, потому что значительная часть программы первого класса была уже пройдена в подготовительный период.
Стоит задуматься что усваивает ребенок в первый год обучения в школе. Нет оценок и серьезных домашних заданий, когда дети не просто доделывают то, что не успели в классе, но и самостоятельно осваивают целые блоки информации из учебника, повторяя и закрепляя пройденное. На чем тогда стоит акцентировать внимание?
В самом начале года, буквальное первые недели дети просто привыкали к новому месту, учились ориентироваться в пространстве, быстро соображать, где класс, столовая, туалет, спортивный зал и т.д. Это важный навык, впоследствии помогает не запутаться и не потеряться, не потерять время. Это было освоено. Что дальше?
Кроме такой заметной ориентировки в пространстве не менее важна ориентировка в новой деятельности. Для взрослого человека с большим личным опытом учебы, работы и освоения множества разных новых дел все это может показаться пустяком. А для первоклашки важные задачи:
Это только то, что я сходу записала, если анализировать обычную учебную неделю обычного школьника, скорее всего, наберется еще что-то.
Школа не просто дает готовые знания, школа учит учиться, помогает тренировать навык освоения нового материала. Это как в притче про удочку и рыбу – более ценный дар, если человека научат рыбачить, а не просто накормят готовой рыбой.
Весь первый класс – это важный период для освоения навыка учения. Чтобы потом, позже, когда информация идет большим, чем сейчас потоком, ребенок уже не отвлекался и не тратил свое время, внимание, волю и силы на укладку портфеля или размышления над дневником, а делал это автоматически.
Родительская задача первого класса – умеренный контроль. Если все делать за ребенка и контролировать, подстраховывая каждый шаг, то на сейчас все будет скорее всего достаточно благополучно, но в перспективе не очень хорошо – контроль так и останется на родителе, позже передавать его ребенку сложнее и более болезненно для всех.
Если сейчас не контролировать совсем и пустить процесс освоения важных навыков саморегуляции и самоорганизации на самотек, то потом можно обнаружить пробелы и упущенное время.
Эти этапы не про первый класс, а про новое для ребенка дело. Новых дел будет еще много, просто именно в первом классе высокая концентрация того, чему ребенок должен обучиться для более-менее ненапряжного продолжения учебы. Можно хоть на мытье посуды тренироваться хоть на сборе портфеля. Важно отслеживать именно освоение навыка выполнения нового. Если что-то идет не так – возвращаться на предыдущий этап и продолжать там.
Кто-то из родителей, возможно, заметит, что все это происходит словно автоматически, что дети быстро осваиваются и им не нужна такая подробная помощь и высокая включенность родителей. Да, так тоже может быть. Инструкция и этапы могут скорее пригодится тем, у кого «что-то пошло не так» и это было обнаружено сейчас, во втором полугодии.
Если обнаруживаются сложности, которые не удается решить простыми действиями и большим, чем раньше, вниманием к происходящему, стоит обратиться к специалистам за диагностикой.
Психолог, семейный психолог, Надежда Керова. 21.03.2019.
Об авторе