Статьи

Хочу и нельзя – как с собой договориться?

Внутриличностные конфликты.

Это внутренняя борьба, которая может раздирать человека, не давая ему покоя достаточно продолжительное время. Переживание в процессе не самое приятное – словно на качелях качает, но не в удовольствие, а как будто по чьей-то злой воле, внутренние метания между конфликтующими сторонами бывает довольно сложно унять самостоятельно. Человек может стремиться найти внешнюю помощь, совет, поддержку, которые помогли бы ему принять решение.

Как формируется конфликт?

Я приведу очень простой пример.
У человека появляется какое-то желание. Например, съесть конфету. Если внутри него нет никаких убеждений, которые запрещают ему есть конфеты, то скорее всего это желание будет удовлетворено, если конфеты есть. Если конфет нет, то вероятно человек предпримет некоторые усилия, чтобы сходить в магазин, купить их и съесть.
Но на любом этапе от «хочу съесть конфету» до «ем конфету, получаю удовольствие» может возникнуть внутренний конфликт.

  1. Есть убеждение, что сладкое есть вредно. Конфликт возникает еще на этапе появления желания съесть что-то сладкое. Борется потребность в сладости и убеждение, что это вредно.
  2. Допустим, что сладости человек себе разрешает. Но их нет дома и нужно идти в магазин. Это опять момент потенциальной борьбы – хочется конфет и не хочется прилагать усилия, выходить из дома на улицу, где может быть плохая погода, магазин далеко…и т.д.
  3. Может быть убеждение, что тратить деньги на конфеты – это глупости, лучше их потратить на что-то более полезное…
  4. Конфеты есть дома, но эти конфеты старший брат приготовил в качестве подарка своей девушке. Конфликтовать могут желание немедленно съесть конфету и убеждение, что брать чужое без разрешения нельзя.

Это очень упрощенный пример, он просто про то, как могут появится две конфликтующие стороны, два разнонаправленных вектора.


Если в каком то векторе энергии больше, то скорее всего конфликт разрешится – какое-то решение будет принято.

Если сила желания и сила ему противостоящая примерно равны, то борьба может затянуться.
В примере с конфетами все довольно просто.
Несколько сложнее может обстоять дело, если конфликт затрагивает сферу установок и ценностей. Причем какая-то часть убеждений может даже не распознаваться, но при этом бессознательно влиять на решения и поведение человека. Чаще всего это установки, которые ребенку транслировали значимые взрослые и принятые на веру когда-то в детстве без критической оценки.
Достаточно часто это связано с тем как человек сам себя оценивает: как «хорошего» или как «плохого». Все мы видели, как в фильмах изображают ангелочка и дьяволенка на правом и левом плече героя. Один активно агитирует за «хорошее», другой соблазняет на «плохое». Я специально взяла эти слова в кавычки, потому что они не могут быть отражением какой-то объективной реальности, они часто про субъективное восприятие себя и мира тем человеком, внутри которого разыгрывается конфликт.
Такие конфликты не имеют простого решения. Их разрешение чаще всего связано с пересмотром установок, внутренней переоценкой.

Хотите знать есть ли у вас внутренние конфликты?

Спросите себя когда последний раз вы задумывались над ситуацией, в которой для вас были «хочу» и «нельзя». Именно «нельзя», а не невозможно.

С невозможностью примириться легче, чем с внутренним иррациональным запретом.

Прислушайтесь к себе, какими голосами внутри вас звучат ваше желание и запрет на его реализацию. На кого похожи эти голоса? Мужские они или женские? Что у них за интонации?
Попробуйте почувствовать себя, слушающего эти голоса – сколько вам там лет? Что вы делаете? Чего хотите? Что вам там можно, а что нельзя?

Это упражнение может помочь обнаружить внутренние запреты.

При достаточном навыке самонаблюдения можно научиться обнаруживать, как разрешение или запрет автоматически разворачивается, но при этом остается эмоциональный шлейф от ситуации – горе, печаль, грусть, если человек внутренне отказался от желания из-за запрета. Или чувство вины или стыда, если желание таки победило, но остался осадок от запрета.

Если внутренние конфликты и сомнения стали частыми гостями в вашей жизни, то возможно, пришла пора обратиться за помощью к специалисту и разобраться с ними.

Психолог, семейный психолог Надежда Керова

Записаться ко мне на онлайн - консультацию можно по этой ссылке:   https://permpsy.ru/index.php/uslugi-i-tseny                                                                                                

На очную консультацию по телефону     +7 963-01-85-375

Перепечатка статей в интернете разрешается только с указанием авторства и ссылкой на сайт, где статья напечатана.

Меня попросили дать комментарий о семейном образовании для интернет журнала.

Хочу поделиться своими размышлениями и с читателями моего сайта.

Когда семья задумывается о семейном образовании для своих детей, как правило, для этого есть причины – у каждой семьи свои. Если этих причин нет, то чаще всего дети просто идут в школу, самую обычную во дворе или специализированную, с углубленным изучением каких-либо предметов.
Причины, которые могут побудить родителей перевести ребенка на семейное образование могут быть связаны со здоровьем ребенка, его психо-эмоциональным состоянием, личностными особенностями, традициями и привычками семьи, которые не согласуются с тем, что предлагает массовая школа и другими вещами, которые могут оказаться принципиальными при выборе формата обучения.

Семейное образование некоторым детям практически идеально подходит, а некоторым не подходит совершенно. Не считаю, что переходить на такую форму обучения нужно в каком-то определённом возрасте. Есть родители, которые в первом классе переводят ребёнка на семейное образование, есть те, кто изначально не отдаёт детей в образовательное учреждение и выбирает семейное обучение. Кто-то переходит на такой формат в середине учебного года, кто-то – в старших классах. А кто-то никогда даже не смотрит в сторону семейного образования. Всё индивидуально.

Здесь в первую очередь нужно смотреть, какой ребёнок, какова ситуация в семье, социальная ситуация, в которой растет и развивается ребенок. Важна совокупность факторов, которая может повлиять на решение родителей.
Одним из таких факторов могут быть личностные особенности ребёнка и особенности здоровья. Есть дети, которые с трудом переносят обучение в большом коллективе. Возбудимая и быстро истощающаяся нервная система, склонность к перевозбуждению, а затем утомлению и истощению, может быть предпосылкой для возникновения сложностей в обучении в школе. Для ребенка это является избыточной нагрузкой, он может отвлекаться, терять внимание, быть неусидчивым. 30 человек в классе, замкнутое пространство, фоновый шум и при этом необходимость концентрироваться на усвоении нового для себя материала, планомерно и регулярно выполняя рутинные задания. Для некоторых ребят всё это тяжело, поэтому им может больше подойти семейное образование – индивидуальный формат или малые группы.

Помимо личностных есть ещё несколько факторов, которые надо учитывать при выборе образования. Их можно разделить на возможности семьи (широкий кругозор родителей и хороший отклик у ребёнка на индивидуальный формат) и ограничения, которые вынуждают перейти на семейный формат обучения (стрессовая ситуация в школе).
В современной школе остается такое явление, как буллинг (травля). Если ребёнок попал в затяжную ситуацию насилия или стресса, возможным выходом будет переход на семейное образование. При этом стресс может быть связан не только с травлей, могут быть и другие причины.
Семейное образование также возможный выход, если ребёнку тяжело добираться до школы. К примеру, если он живёт в сельской местности или от дома до школы долгая дорога, а родители не могут сами его возить, но при этом способны обеспечить ему качественное образование дома, своими силами или с привлечением специалистов, интернет технологий.
Семейное обучение вовсе не обязательно означает, что у ребёнка будут проблемы с коммуникацией со сверстниками. Общаться в детьми он может в спортивных секциях и кружках, дружить с детьми друзей родителей. Более того, такой вариант может даже больше подходить ребёнку в некоторых случаях. Плюс семейного образования для некоторых детей в том, что у него есть место для дела (организованное дома пространство для обучения), и есть место для общения и развлечения (кружки, клубы по интересам). Здесь, опять же, всё индивидуально и зависит от ресурсов семьи. К примеру, в семье полярников, которые находятся в командировке за тысячу километров от города, ребёнок сможет общаться с ребятами только в соцсетях, скайпе и т.д. Это вынужденное ограничение общения. Дети, которые живут в городе, могут удовлетворять потребность в общении множеством способов. Создать обогащённую для коммуникации среду для ребёнка не сложно. В то же время многое зависит от потребностей детей. Кто-то сильно нуждается в постоянном общении, а кто-то не очень, им хорошо дома за каким-то занятием (чтение книг, рисование, конструирование и т.д.)
Нужно также понимать, что проблемы в коммуникациях решаются не количеством контактов, а их качеством. То есть в школе ребёнок попадает в коллектив, который он не выбирал, он вынужден много часов общаться с определёнными людьми, находиться с ними в одном помещении. У школьника почти нет возможности регулировать окружение и дистанцию в общении со сверстниками. Получается, что с одной стороны школа даёт навык коммуникации, с другой стороны – не факт, что именно этот опыт будет определяющим для ребёнка.
Если при семейном образовании всё идёт гармонично, в соответствии с личными особенностями ребёнка, форма обучения вряд ли скажется как-то в будущем. Возможно, человек вырастет и будет бОльшим индивидуалистом, чем другие дети. То есть для него будет логичнее находиться в индивидуальной среде, самому выбирать что-то, ориентироваться на свои интересы. Но сейчас в обществе в целом есть тенденция к индивидуализации. Это реакция на то, что долгие годы в стране был усиленный курс на принадлежность к коллективу – сейчас маятник качнулся в другую сторону.

В любом случае, решение принимает семья и каждая семья делает это, опираясь на свое представление о том, что будет лучше для их ребенка.

Психолог, семейный психолог Надежда Керова

Записаться ко мне на онлайн - консультацию можно по этой ссылке:  

 https://permpsy.ru/index.php/uslugi-i-tseny                                                                                                

На очную консультацию по телефону     +7 963-01-85-375

Перепечатка статей в интернете разрешается только с указанием авторства и ссылкой на сайт, где статья напечатана.

Мне хочется поделиться своим опытом работы с колодами метафорических карт «Зонтики» и «Проститься, чтобы жить».

Эти карты появились у меня одновременно, но в работу входили по-разному.
Проститься, чтобы жить – колода, позиционируемая как карты для работы с горем и утратой. Да, я с этим согласна – ради этого и брала, это одна из постоянных тем в моей практике. Причем в моей работе эти карты работают с потерями в широком смысле. Не только горе-потеря на уровне жизни\смерти, развода....но и потеря иллюзий, потеря доверия, потеря какой-то части себя, потеря чего-то небольшого, но ценного в отношениях с людьми и т.д.

Карты вроде бы с тематическими картинками, но реально, запуская ассоциативный ряд, можно выйти сильно за пределы прямой трактовки изображения и довольно глубокие вещи находить.

Я колодой очень довольна с первых дней работы с ней, и она прочно прописалась у меня в кабинете.

Колода "Зонтики" - метафора совладания со сложными жизненными ситуациями.

Сначала эта колода привлекла меня своей яркостью и игривостью - зонтики милые и забавные. При этом тема, заявленная в колоде - проживание кризисов. То есть моментов в жизни человека совсем не забавных и не милых.

Эта противоречивость колоды и в дальнейшем проявилась в работе не раз.

Когда они ко мне приехали, я поразилась как много карточек со словами - толстенькая такая пачка и большое разнообразие неоконченных предложений про самые разные сложные моменты в жизни. Я даже слегка загрустила от этого разнообразия - это ж сколько времени уйдет на перебор карт. Но в работе, в том числе вслепую, карты с предложениями довольно быстро и точно попадают в мир переживаний клиента и позволяют развернуть их, оформить в слова, выразить.

Карты картинки тоже запускают интересные размышления, именно за счет своей неоднозначности. Они вроде про что-то жизненное, но настолько необычно оформленное зонтами, что даже одну карту можно крутить так и этак и находить все новые и новые грани какой-то проблемной ситуации. Как минимум расширить видение ситуации это уже позволяет. Кроме того, если выбрать карту, как ресурс, то и ее можно рассматривать, снимая информацию слой за слоем, набирая копилочку ресурсов.

К колоде прилагается карта-схема для прохождения-проживания кризиса по этапам. Ею я не пользовалась, но надо сказать что она есть.


В сочетании со словами интересно работать получается. Особенно если не рассматривать, а вслепую тянуть. Я люблю в закрытую работать с картами, чтобы подтасовок не было самому себе - столько всего интересного сразу выходит на поверхность. Хороший отклик на эти карты и в индивидуальном и в групповом формате.

Психолог Надежда Керова.

Записаться ко мне на онлайн-консультацию можно по этой ссылке:   https://permpsy.ru/index.php/uslugi-i-tseny                                                                                                

На очную консультацию по телефону     +7 963-01-85-375

Перепечатка статей в интернете разрешается только с указанием авторства и ссылкой на сайт, где статья напечатана.


Работа с мамой или ребенком?

В моей практике особое место занимает работа с мамой и ребенком, как с парой, когда они вместе приходят на консультацию.
Появление ребенка в семье часто обнажает те зоны, которые у мамы были поранены, когда она сама была ребенком. И ее реальный ребенок совсем не нарочно, но практически неизбежно в эти зоны ударит. Ведь он живой, он хочет любви, внимания, эмоций, игр…он много чего хочет. И этой своей живостью, жаждой жизни, такой откровенной обнажает мамины болевые точки.
Непонимание, конфликты, непослушание. И глубочайшее отчаянье молодой женщины, которая очень хочет быть хорошей мамой, хочет любить своего ребенка и наслаждаться материнством и почему-то не может.
Тогда бывает, мама учится общаться с ребенком и играть вместе со мной. Учится не бояться сесть на пол, перейти на уровень ребенка и не чувствовать, что роняет себя куда-то. Учится радоваться этому и получать сама удовольствие от игры, а не отдавать себя на заклание маленьким ненасытным монстрам.
Обнаруживать в этом взаимодействии себя, как маленькую девочку, которой была когда-то и которая так хотела играть и веселиться, но что-то неотвратимое помешало.
Вместе мы помогаем этой девочке вернуться. И заново обрести ту утраченную жажду жизни.
При этом и маме и ребенку может стать сильно проще общаться, договариваться. Мама остается мамой, но перестает быть заложницей обстоятельств, а ребенок остается ребенком и может просто быть, а не служить для мамы маркером ее личных травм.

А ведь мы всего лишь играли…

К моему большому сожалению, многие мамы, которые приводят ребенка на консультацию психолога, сами не очень хотят работать. Ведь порой кажется, что это именно с ребенком что-то не так, что его надо бы «починить». Хотя в этой ситуации всей семье требуется помощь психолога. Со своими внутренними драконами встречаться совсем не хочется, слишком страшно с ними было в детстве. И кажется, что лучше не открывать двери в воспоминания и не соприкасаться. А заодно очень хочется поправить то, что приносит мучительный дискомфорт и упорно в эти двери стучится показывая где живет проблема – ребенка поправить. Своего родного, любимого, желанного, но такого сейчас невыносимого.

Я верю, что чаще всего помощь больше нужна маме. Просто потому что она старше, в ней больше ресурса, чтобы выдерживать напряжение ситуации, и она имеет гораздо больше власти и возможностей для изменений. Ребенок в семейной системе – самое слабое звено. Он «вылетит» первым – в том смысле, что, скорее всего, именно ребенок подстроится под неосознаваемые потребности семьи.
Поэтому работа с мамой более эффективна в долгосрочной перспективе.

Психолог Надежда Керова.

Записаться ко мне на онлайн - консультацию можно по этой ссылке:   https://permpsy.ru/index.php/uslugi-i-tseny                                                                                                

На очную консультацию по телефону     +7 963-01-85-375

Перепечатка статей в интернете разрешается только с указанием авторства и ссылкой на сайт, где статья напечатана.

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии
Search - JE Faqpro