Статьи

День победы – это день памяти для меня.

Вся весна, точнее период с конца зимы. С февраля и по середину мая для меня время памяти. В это время перехода от зимы к весне идет поток воспоминаний о том, что я знаю об этой войне. И поток этот сильно перекликается с природным циклом перехода от зимы и умирания всего живого до весны и новой жизни, обновления.

Сколько помню себя, эта тема великой отечественной войны была жива и близка моей душе.
Нет, в моей семье никто не погиб и не пропал без вести. Все мужчины воевали, были ранены и все вернулись живыми. Женщины, работая в тылу, дождались своих мужей, сыновей, братьев. Все хорошо…
Тем не менее, что-то сильно большее, чем семейная история всегда жило во мне. Я проживала эту войну и эту победу через тексты, рассказы и повести, описания жизни. Когда я была ребенком, то очень живо откликалась на рассказы о пионерах-героях, мальчиках и девочках, которые совершали свой подвиг. Кто-то из них стал Героем, чаще посмертно. А сколько тех кто безвестно пропал в черной яме войны и навсегда остался ребенком? Много!

Потом была «Молодая гвардия». Одного прочтения хватило на то, чтобы больше никогда не прикоснуться к этой книге. И фильмы по этой книге я никогда не смотрела – это было бы уже избыточно для меня. И так слишком живо и слишком больно.
Повести Бориса Васильева я читала так, что временами хотелось зажмуриться и не видеть того что написано, слишком сильно веяло жутью, казалось герои говорят с этих страниц и пахнет порохом.
Они были настолько же сильно про жизнь, про жажду жизни, любви, человечности, как и про войну и то, что она отнимает.

Параллельно были рассказы бабушки, мамы про то, как в моей семье и близком окружении откликнулась война. Про то, как страшно было женщинам после войны рожать детей – а вдруг снова? Про то, как дорога еда в доме и как важно каждого входящего накормить.
И это тоже память, которая передается дальше.
Некоторые из рассказов я в полной мере прочувствовала уже взрослой, когда жизни и опыта хватило на понимание всей глубины происходившего тогда.

Семейная история и история народа переплетаются, давая огромную глубину ощущений и переживаний. Большой поток скорби и памяти и того, что может быть признано, может найти место в душе человека.
Мне важно помнить и говорить об этом, просто давая этим переживаниям место. Потому что они все еще живы и все еще передаются в семейных историях. Где-то осознанно, с подробностями или без, но с признанием. А где-то провалы так глубоки, что можно лишь пытаться что-то прожить, отыгрывая в постановочных боях, в военной форме и других внешних вещах.
И это тоже способ пережить сейчас то, на что у предыдущих поколений могло не хватить сил.

Цените ли вы свое время? А как вы его цените? Как ощущается ценность минут или часов у вас лично?
Есть масса высказываний о цене минуты, часа, дня, недели, месяца, года...
Они говорят нам о такой ценности как время, но отвлеченно, на чужих примерах.
Чтобы оценить именно свое время, придется где-то его потерять и столкнуться с последствиями потери. Со своими чувствами в связи с этой потерей.
Просидел пол дня в интернете листая ленту социальной сети, не успел сделать что-то важное, огорчился, разозлился, разочаровался... Столкнулся с какими-то неприятными переживаниями.
Иногда и с неприятными последствиями, если, например, не успел написать важную работу и получил "двойку", выговор от начальства, лишение премии и т.п.
Чтобы не сталкиваться с неприятными переживаниями по поводу потери времени можно обесценить, снизить значимость тех дел, что были упущены, возможностей, встреч, людей....
Достаточно часто те кто так вольно обходится со своим временем - также относится и к чужому. Опоздать на встречу с подругой или вовсе не прийти без предупреждения, записаться к парикмахеру и увлекшись другими делами не отменить визит, прийти к врачу на полчаса позже и требовать приема ведь запись на сегодня.
Ценность времени отсутствует. Кажется, что все можно успеть, нет временной границы. И нет ценности времени другого человека, которое уже потрачено, например, на ожидание опаздывающего.
Чем это оборачивается?
В какой-то момент столкновение со своим ушедшим временем может быть очень болезненно.
Вдруг обнаружить, что дети выросли, а времени на поиграть с ними не было тогда, а сейчас им уже не нужно. И это ушло безвозвратно. Можно только тосковать об упущенной возможности.
Вдруг обнаружить, что красота ушла и здоровье тоже - а ведь казалось, что на них совсем не обязательно тратить время.
Вдруг обнаружить себя вечным студентом без образования и профессии в 30+ лет.
Вдруг обнаружить себя в одиночестве, потому что те кто ждал вечно опаздывающего больше ждать не хотят.
Это бывает больно. И это не решается сиюминутным облегчением, небольшой сделкой с самим собой. Это решается только капитальной переоценкой, пересмотром своей системы ценностей и внимательным рассмотрением своей реальной жизни.

Ребенок с СДВГ, как быть?

Ко мне периодически обращаются родители по поводу сложностей со своими детьми разного возраста. На этот раз особенностью сложностей в отношениях с ребенком является еще и диагноз – синдром дефицита внимания и гиперактивности, СДВГ.
Приходя на консультацию мама, как правило, приходит именно мама, описывает ситуацию, которая чаще всего тяготит уже не первый год. В конце подробного рассказа звучит вопрос: Как быть?
Часто визит ко мне - жест отчаянья, мама уже прошла по многим врачам, выслушала массу противоречивых рекомендаций, узнала в который раз, что обращаться надо было раньше, перепробовала с ребенком разные варианты физиопроцедур. И все это без отрыва от домашних дел, своей работы, семьи и постоянных занятий с ребенком. Мама как натянутая струна. Она устала от напряжения, от постоянного ожидания как бы еще чего не случилось.
Она приходит с вопросом КАК БЫТЬ?
В этот момент еще не понятно, о чем конкретно она хочет узнать. Как быть с чем?
Как быть мамой ребенка с СДВГ? Как быть всегда выдержанной, достаточно бодрой и в ресурсном состоянии, чтобы выдерживать своего ребенка любым? Как быть достаточно любящей, но при этом не позволять проламывать свои границы? Как перестать изматывать себя чувством вины, раз за разом прокручивая прошлое в поисках причины, которая и привела к развитию синдрома?
Как перестать стыдиться себя, как матери и своего ребенка, который «не такой» как хотелось бы?
Как быть с массой других вопросов….
Когда она задает этот вопрос, она сама еще не знает, что ее тревожит больше всего – тревога может заполонять все и с трудом дифференцироваться. Помощь психолога состоит, в том числе, в том, чтобы разобраться, что необходимо этой конкретной женщине в ее ситуации.
В случае с СДВГ нет простого решения, нет однозначного универсального ответа. Каждая семья, столкнувшаяся с этим, ищет свой путь, а моя задача, как семейного психолога – помочь в этом.
Чаще всего это несколько направлений приложения усилий, которые приходится охватывать и бдить за ними.
1. Ресурсы мамы. В такой ситуации обычно именно женщина берет на себя много, часто больше, чем способна освоить без потерь для себя. Именно ей в первую очередь нужно много-много поддержки, вариантов отдыха и восстановления, ресурса, чтобы выдерживать ежедневные нагрузки и напряжение. Пока мама не начнет заботиться о себе, пока она не будет в достаточно хорошем состоянии, довольно сложно стабилизировать ситуацию в целом. И тогда это наработка ресурсов, исследование самой себя, чтобы понять, что восстанавливает силы быстро и надежно.
2. Плотный постоянный контакт со специалистами для ребенка: грамотный невролог, с которым есть взаимопонимание, нейропсихолог, психиатр. Коррекция курсов препаратов по необходимости. Тут может быть работа с сомнениями и тревогами, составление личного плана действий.
3. Адекватная система обучения и контакт с педагогами. Чтобы было усвоение программы без перегрузки. Адекватные отношения в социальной среде ребенка – это почти невозможно решить без активного участия педагогов, просто потому что семья снаружи, а ребенок внутри учебного заведения. Мы можем обсуждать, что уже было сделано и какие еще шаги можно предпринять. Какие варианты есть у семьи и что им оптимально подходит.
4. Исследовать есть ли фоновое напряжение в семье, в отношениях между всеми членами семьи (мама и папа, бабушки, дедушки) и с чем оно связано. Иногда в случае с СДВГ именно ребенок оказывается тем «слабым звеном» в семейной системе, который через свои «вспышки» разряжает систему, служит своеобразным каналом отвода напряжения.
5. Особенности коммуникации в семье в целом и конкретно в парах, муж и жена, мама и ребенок, папа и ребенок. Насколько получается у членов семьи доносить свою точку зрения и слышать другого.
6. И один из вопросов в этой ситуации – личные терапевтические вопросы мамы. Это важно и это перекликается с пунктом первым – достаточно благополучное психо-эмоциональное состояние мамы. А если проще, то обычно я говорю об этом так:
«Если в семье довольна и счастлива женщина, мать семейства, если у нее достаточно сил на себя и остаются на других, то довольны и счастливы все остальные – муж, дети, собака, кошка. Даже тараканы счастливы!» Чувство вины, стыд, страх, тревога, неуверенность – масса негативных эмоций, которые мешают жить. И, самое неприятное, мешают матери помогать своему ребенку. Мешают ей строить с ребенком адекватные отношения.
Решение вопросов с собой, своими помехами чаще всего существенно облегчает жизнь семьи в целом.

Каждая семья и каждая ситуация уникальна и решение будет вопроса "Как быть?" у каждой семьи будет свое. Консультация психолога не дает готового ответа, но помогает его найти.

Психолог, семейный психолог Надежда Керова

Записаться ко мне на онлайн - консультацию можно по этой ссылке:   https://permpsy.ru/index.php/uslugi-i-tseny                                                                                                

На очную консультацию по телефону     +7 963-01-85-375

Перепечатка статей в интернете разрешается только с указанием авторства и ссылкой на сайт, где статья напечатана.

Делу – время, а дело стоит.

Так бывает, что дел много, они все важные и нужные, часто даже интересные, но почему-то ничего не делается или делается в последний момент, когда все сроки «сгорели».
Человек может предпринимать массу усилий, чтобы сделать то, что сам же и запланировал, применять разные методы самомотивации, кнута и пряника, изобретать что-то свое, но без особого эффекта или с кратковременным откликом.
Я не раз сталкивалась с этим в своем опыте.
Повторить весь материал курса за пару дней до экзамена – нормально. Написать важную работу ночером накануне сдачи - тоже бывало. Мои успешные результаты только закрепляли эту привычку.
Но постепенно я пришла к тому, что не все дела можно делать в последний момент отчаянным рывком, есть что-то, что просто приходится делать постоянно, регулярно, планомерно. Это вызывало скуку, раздражение и желание убежать. Единственное, что меня никогда не раздражало – это работа с людьми! Отложить статью ради консультации – да пожалуйста!

Но что ж я враг сама себе что ли? Я стала думать, что я могу сделать для себя, чтобы мне стало более комфортно делать то, что нужно делать в рутинном постоянном темпе.


Вот думаю, что пора поделиться тем, что я для себя накопала за это время. Может и вам пригодятся мои находки.


1. Простые вещи на каждый день.
Для меня это список дел, которые можно сделать легко и между делом, быстро и не очень затратно, но чтобы это усилие было направлено в нужную сторону - туда, к вашей цели. Можно не садиться специально, как за большой кусок работы, а мимоходом, но в тему.
Почему список? Так бывает, что освободилось немного времени 5-10-15 минут и можно просто растеряться, не знать куда их потратить. И тогда это время может быть истрачено на почти бессмысленный серфинг по социальным сетям, например. И потом жалко времени, себя любимого, и несделанных дел.
Этот список не лист «горящих дел». А именно дел – «пятиминуток».

2. Список направлений, которые нужно охватить.
Особенно пригождается, если у вас разноплановая деятельность и направлений много, про которые нельзя забывать. Такая штука работающим мамам пригождается. В таком списке могут быть как дела про работу, карьеру, так и про дом, семью, свое хобби. Все что угодно.
На основе этого можно сделать план - сетку, который наполняется по дням недели. Я это сейчас использую активно.
До того как ввела это дело в практику, периодически обнаруживала, что у меня цветы любимые слегка подвяли, благо что живучие, или аквариум зарос, или семья моя ходит с грустными глазами и с тоской смотрит на магазинные пельмени, или ….вариантов много.
С учетом того, что я еще и склонна увлекаться каким-то одним направлением, план-сетка – для меня выход, позволяющий не допускать потерь на других направлениях. Ну хотя бы крупных потерь.

3. Очень мне нравится мысль о минимуме и максимуме действий.
Для меня важно, что есть люфт. Не просто планка заданного результата, которую я не сделаю, если много работы или других дел, но и минимум есть, за который уже можно себя похвалить и порадоваться. Эта минимальная планка еще и позволяет не бросить дело, если какое-то время не получается работать на максимуме. Разочарование в себе, своих же собственных планах – жесткая штука, чтоб ее избежать порой хочется просто все бросить и сделать вид, что ничего и не было. А если выполняется минимум – это та зона самоподдержки, которая позволяет не сойти с намеченного пути.
Наверное, подходит не всем, я не настаиваю.

4. Делать паузы на приятности.
Нарисовала чего-то - написала кусок статьи. И вообще дела хорошо чередовать. Хотя я и хочу научиться все важные дела этого дня делать на весь день за 2-3 часа с утра - не совсем это реально. Но выделение даже одного часа на работу – уже дает результат.
И, кстати, неплохо поднимает настроение.

5. Если что-то можно сделать сразу, надо делать сразу.
Это еще одно мое приобретение. Вопрос, на который можно сразу коротко ответить, заметка, небольшое дело типа полить цветы. Что угодно, что требует немного времени нужно сделать сразу, иначе это будет сделано дважды.
Первый раз мысленно сразу как этот вопрос\запрос\задача поступили и второй раз, когда к ним возвращаешься и оформляешь в окончательный вариант. Почему так? Да просто потому что сразу в первый раз, когда появилась информация о том, что что-то надо сделать, мы начинаем об этом думать. Хоть немного, но мы уже включились и потратили время и энергию. Потом отложили, переключились на что-то другое. А потом вернулись и нужно снова сосредоточиться, чтобы доделать дело полностью. Причем второй раз сосредоточиться бывает даже сложнее, новизна уже ушла, мозг уже это все видел, любопытства и энергии, которая любопытство сопровождает, уже нет. Приходится вызжать на волевых усилиях.

А какие способы помочь себе используете вы?
Что для вас работает, а что не очень?

Психолог, семейный психолог Надежда Керова

Записаться ко мне на онлайн - консультацию можно по этой ссылке:   https://permpsy.ru/index.php/uslugi-i-tseny                                                                                                

На очную консультацию по телефону     +7 963-01-85-375

Перепечатка статей в интернете разрешается только с указанием авторства и ссылкой на сайт, где статья напечатана.

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии
Search - JE Faqpro