Статьи

Дневник мамы первоклассника – 2.
Первые дни в школе.


В первые дни учебной жизни на первый план выходят даже не учебные навыки – с этим как раз чаще проблем нет, многие посещали воскреску, детский сад, так или иначе готовились к школе. А вот простые социально-бытовые навыки могут хромать, особенно если не доведены до автоматизма.
Одеться утром самостоятельно. Причем застегнуть пуговицы на рубашке или блузке. Если даже утром вполне могут помочь родители, то когда в школе начнется физкультура и придется переодеваться, то война с пуговицами может существенно подпортить ребенку жизнь. Опоздать из-за них на урок неприятно в первую очередь самому ребенку, в этом возрасте детям очень важно сделать все правильно и все успеть.
Самому переодеть обувь, уличную сложить в пакет, пакет в мешок, потом сдать в гардероб вместе с курткой или плащом. Сориентироваться в здании, дойти до своего кабинета. Ничего не забыть из тех вещей, которые были нужны на входе в школу: бейдж, пропуск, расческа, если нужно причесаться, ложка для обуви…
Самому достать нужные учебники и тетради, потом уложить их обратно в папку и в рюкзак…
Многие вещи по отдельности ребенок сделать вполне способен, но когда все это вместе, в ситуации ограниченного времени, без помощи родителей или других взрослых, становится намного сложнее. Чем больше деталей, мелочей, которые приходится помнить и учитывать, чем больше мелких задач, скапливающихся в массивы, тем сложнее ребенку. Многозадачность не каждому взрослому комфортна.
Мы, родители, можем об этом почти не задумываться, просто потому что до школы среда не предъявляла к ребенку таких требований – все это было не в фокусе внимания, не было необходимо.
Что можно сделать, чтобы помочь детям? Потренироваться дома. Играя!! Мы же не в армии, чтобы по горящей спичке одеваться. Но тренировка важна в первую очередь тем, что тело запоминает движения, они постепенно переходят на автоматический уровень – ребенку будет намного проще. Разгрузится мозг, сосредоточенность и внимание можно будет потратить на что-то другое. Например, на учебу или общение с новым коллективом.
Это было про бытовые вещи, а есть еще и социальные.
В этом плане наиболее важным, лично мне кажется, умение ребенка просить о помощи взрослых. Спросить дорогу до своего класса, помочь открыть крышку на бутылке с водой, уточнить задание, если не понял, снять куртку с высокого крючка в гардеробе – это может быть что угодно.
Это не мелочи, это показатель того, что ребенок способен осознавать свои ограничения в конкретной ситуации и полагаться на других, доверять миру, если уж очень обобщить.
Этому тоже можно учить. Общаться со знакомыми и с незнакомыми взрослыми. Делать мелкие покупки в магазине, когда мама смотрит со стороны. Оплатить проезд в автобусе. Самому ответить на вопросы врача о самочувствии. Использовать разные возможности для оттачивания навыков общения со взрослыми.
Второй важный социальный навык – установление контактов с одноклассниками. Здорово, если сейчас на это у ребенка хватит времени, сил и интереса. Поскольку интерес все равно проснется, но потом уже учеба наберет обороты, а сейчас пока еще чуть проще и легче с этим.
Мы не особо можем на это влиять, это другой мир, но мы можем об этом с ребенком разговаривать. О детях, о симпатиях, интересе, о том какие все разные, кто-то нравится больше, кто-то меньше. О том, что интересно вместе делать, о чем говорить.
Общаться с ребенком, поддерживая его интересы.

Дневник мамы первоклассника-1.
Линейка. Эмоции и стресс.
Я в этом году в очередной раз иду в школу, в первый класс с младшим ребенком. Эмоции, впечатления...всего много. И все это неизбежно через призму профессии, поскольку проф навыки штука такая, пальцем не сотрешь, работают автоматически. ))
 Итак, поделюсь своими впечатлениями и наблюдениями.
Хорошо, когда 1 сентября для ребенка праздник и радость. Когда что-то организовано так, чтобы эту атмосферу радости ощутить. Хорошо, когда этой радости не с избытком. Интенсивные эмоции, даже положительные, утомляют.
Мы же помним, что организму в общем-то нет разницы чем вызван стресс - позитивом или негативом, все что "слишком" утомляет и истощает.
Дети все разные и на избыток впечатлений тоже по-разному реагируют.

Кто-то растормозится и пойдет "вразнос" - бегать, кричать, смеяться - их перевозбуждение очень нуждается в возможности выплеснуться движениями. Таким детям надо дать выбегаться, сбросить избыток напряжения в движениях. И это не только первого сентября. Это вообще к адаптационному периоду может относиться.
И тогда все родительские "тише", "успокойся", "веди себя прилично" будут только во вред. Если нервная система перевозбудилась, то просто воспитательными словами ее не остановить. А силовое подавление, или волевое, скорее навредить может.

Есть дети, которые на избыток впечатлений реагируют по-другому. Уходят в "аут", в себя. И тогда это почти удобный ребенок - не шумит, сидит тихо, не кричит, не бегает, вот только глазки стеклянные, взгляд отсутствующий и иногда мордочка бледная, если детке еще и кислорода не хватает в душном помещении после лета и воздуха.
С такими другая помощь - тишина, покой, сон, свежий воздух. Если и прогулка и физ нагрузка, то все очень спокойное, тихое.

Есть очень энергоемкие дети, крепенькие, которые не только линейку и классный час выдержат, но потом еще готовы полдня гулять по городу, идти в парк на карусели, веселиться и им ничего за это не будет. Тоже нормальный вариант.
Но и им все равно иногда надо отдыхать.
К тому же стресс штука такая, может накапливаться. Вот с крепкими детьми это может оказаться неожиданным подвохом - долго все было хорошо, а потом срыв - накопилось и рвануло.
С теми кто реагирует на интенсивную нагрузку быстро, отчасти проще - можно заметить и принять меры. Те, кто долго терпит, потом и восстанавливается дольше.
И это не капризы и вредность - это особенности нервной системы.
Нам, родителям, приходится быть внимательными, чтобы не пропустить это и вовремя помочь ребенку.

Посмотри на себя!

- Посмотри на себя! – какой вы слышите интонацию этой фразы? Чьим голосом звучат сейчас эти слова в вашей голове? Как реагирует на них ваше тело? Чего хочется? Сжаться, замереть, спрятаться, наклонить голову вниз… Или расправить плечи, посмотреть прямо, открыто, улыбнуться … Что-то другое. Возможно.

Просто прислушайтесь к себе. Нравится ли вам ваша собственная реакция на эту фразу.

ПОСМОТРИ НА СЕБЯ.

Если не нравится, то что хотелось бы изменить?
Может быть что-то изменится, если сказать:

Посмотри на себя другими глазами. Посмотри добрым и любящим взглядом.

На самого близкого человека – на самого себя.

Можно ничего не говорить, не думать, не делать. Просто посмотреть на себя по-новому.

Не пристально, критично, оценивающе или подозрительно.
Посмотреть с любовью. Если сразу не получается, возможно, стоит ее поискать. Она там точно есть, возможно, где-то глубоко внутри. Но она есть. И вы ее достойны.

 

Устать от детей. Как можно??!!

Когда родители малышей, особенно мамы, говорят, что устали от детей и хотели бы отдохнуть, то часто сталкиваются с осуждением и пристыживанием со стороны окружающих. Если вообще решаются об этом говорить.
Часто не решаются, сама мысль о том, что от детей можно устать отстреливается на подлете, как крайне неправильная и неприличная.

Это же нехорошо – так думать и тем более так говорить.

Тем не менее усталость есть, даже если ее замалчивать.

Когда рождается ребенок, жизнь его родителей, мамы и папы, меняется резко и навсегда. К этому новому образу жизни приходится адаптироваться, привыкать жить по-другому, зная, что как раньше уже точно не будет.

При этом первые несколько лет ребенок настолько беспомощен, что о нем приходится заботиться практически круглосуточно. Места и времени на себя, на уединение может не быть совсем.

Даже если близкие люди важны, дороги и очень любимы, человек может нуждаться в уединении, во времени для себя одного. Любви это не отменяет, это просто разные потребности – в близости и в отдельности. Хотеть иногда отдохнуть от всех, включая детей – нормально. Ненормально игнорировать свои потребности.

Когда мой младший ребенок вместе со старшим и папой согласился остаться без меня в гостях у родных, то я сначала поверить не могла, что одна остаюсь. Совсем одна. Ночевать. Я буквально ходила и стены трогала сверяясь с реальностью. До этого был долгий период, когда я одна почти не бывала, не говоря уж о нескольких днях одиночества.

И это даже не про ничегонеделанье физическое. Это именно про возможность побыть с самой собой наедине. Жить не спеша, в своем темпе. Прислушаться к себе.

Трех дней мне тогда не хватило, но эти три дня показали, что вообще-то я нуждаюсь во времени только для себя. Вот такая маленькая пауза даже не столько восстанавливает, сколько дает новый опыт и позволяет понять про себя чуть больше – про свои желания, про свою усталость, про то чего именно хочется и важно для восстановления душевных и физических сил.

Ощутить, как сильно устала, не выходя из «колеса», в котором бежишь подобно белке, довольно сложно.

Кроме того многим молодым мамам мешает стыд и ложные убеждения.

Например, уверенность, что хорошие мамы не устают от родительских обязанностей вообще никогда. Что дети их не бесят ни при каких условиях и вообще материнство – сплошная радость и счастье нон стоп.

Да, материнство – радость и счастье. Но это одна сторона медали, а есть и вторая… В тени все далеко не так радужно и прекрасно.
Подвох в том, что чем больше бегаешь от Тени, тем больнее потом от нее прилетает.

Если позволить себе осознание того, что жизнь с ребенком – это совсем не тоже самое, что жизнь без ребенка, что материнство – это не только счастье, но и труд, Что даже от самого интересного общения можно уставать, то появляется возможность выбирать, что делать со всем этим дальше.

Как заботиться о себе, как услышать свои желания и реализовать их. Как сбалансировать свою жизнь, чтобы в ней было место, время и силы на себя и на других.

Если вам сложно самостоятельно разобраться в сложившейся ситуации и найти решение – обратитесь к специалисту, семейному психологу.

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии
Search - JE Faqpro