Статьи


Дневник мамы первоклассника – 3. Адаптация для родителей.

Адаптация к школьному этапу жизни ребенка, мне кажется, для родителей едва ли не важнее, чем для самого ребенка. Почему?
Да просто потому, что именно родитель – та база, о которую ребенок может заземлиться, успокоиться, почувствовать себя уверенным и компетентным. Родитель, тот человек, который может и должен помочь, если что-то идет не так.
В первые годы обучения от родителей зависит очень многое. И я совсем не о том, что школа хочет якобы спихнуть на нас, родителей, все обучение наших детей и получить их готовеньких со знаниями.
Я пишу об эмоциональном состоянии ребенка, который пришел учиться и о состоянии родителя, отдающего своего сына или дочь в школу.
В сентябре у некоторых родителей уже схлынула тревога, связанная с подготовкой к школе, выбором учебного заведения, поступлением, у некоторых она еще фонит, иногда опасениями «А потянем ли таки учебу здесь?», иногда гордостью «Смогли, поступили!» - именно так, во множественном числе, «Мы» - о себе и ребенке. Это был общий путь.
Иногда этой тревоги и не было, просто жизнь по течению в штатном режиме, но пишу точно не про них.

В сентябре несмотря на всю подготовку могут неожиданно вылезать из шкафов новые скелеты – тревоги, страхи, волнения…
Вдруг оказывается, что отдать своего ребенка в школу – это страшно. Проводить до порога и оставить. А дальше он сам, проконтролировать что там и как почти невозможно, влиять тоже особо не получится.
И страаааашшшноооо…..
Справится ли с учебой?
Не обидят ли его?
А туалет сам найдет, не растеряется?
А с детьми подружится?

Почему бывает так, что тревоги и страхи просто зашкаливают и мешают жить?
1. Собственный негативный опыт родителя в своем детстве.
в этом случае отдать своего ребенка в школу – это лицом к лицу столкнуться с воспоминаниями о себе, о своем детстве, о той боли, что связана именно со школой. Даже если кажется, что все давно в прошлом, плюнули и забыли, этот опыт никуда не делся. Актуализированный новыми обстоятельствами будет подспудно напоминать о себе. Порой даже неясной, недифференцированной тревогой.
Что делать?
Рискнуть вспомнить и разобраться с призраками своего школьного прошлого. Для себя!! Чтобы не фонило и жить не мешало.
Отделить себя и своего ребенка – это разные дети, я и мой ребенок, это другая школа, другие учителя и другое время. Его опыт будет другим.

2. Собственный яркий, позитивный и успешный опыт в школе и в тоже время подозрения, что у ребенка может быть не так.
Порой разницу между собой и своим ребенком обнаруживать очень непросто. Возникает вопрос «Ну почему он такой?» - в подтексте: Ну почему он не такой как я?
Мне же было так здорово в школе. Интересная, яркая, активная жизнь, много друзей, веселые мероприятия, спорт, соревнования. А он…мяча боится, людей сторонится, на мероприятиях к стенке жмется. И кажется, что так ребенок точно недополучит то чудесное, что может быть в школе.
Что делать?
Договариваться с собой, что у ребенка может быть другой опыт. Что это нормально. Люди разные. И да, дети и родители часто тоже совсем разные люди.
Присматриваться к своему ребенку, искать точки соприкосновения. И как минимум, уважать эту разницу характеров, предпочтений, которая была обнаружена.
Часто в этом же пункте желание заново прожить свое классное детство еще раз вместе с ребенком и разочарование, что этого не происходит.
Что делать?
Позволить себе разочароваться, горевать о невозможности повторений, принять свое прошлое как ценность и жить дальше. В настоящем.

3. Высокая планка ожиданий от школы, учебы, высокая значимость внешней оценки.
Оценки в школе неизбежны. Даже если официально в первом классе оценок нет, то неофициально они есть всегда. Я сейчас пишу не про солнышки на полях тетрадей. К ним мы уже привыкли и вполне прилично различаем про что нам говорит каждое солнышко.
Есть еще и оценка, которую получает родитель и семья в целом от школы. Нас так или иначе оценивают по нашим детям, по тем кого мы привели в школу.
Чем выше значимость оценки, сохранения своего положительного образа в глазах других людей, тем больше тревоги. При том, что возможности для контроля и управления ситуацией не так велики – учится то ребенок, тревогу сложно перевести в действия.
Что делать?
Учиться распознавать свою тревогу, осознавать про что она, учиться с ней справляться.
Это бывает непросто, но вполне реально, если есть желание.
Учиться ориентироваться не только на внешние оценки, но и на внутренние. Не отказываясь совсем от внешних, не игнорируя их – мы же все равно в социуме.
Иногда важно привести в равновесие уровень ожиданий и их реалистичность.
Иногда важно разделить себя и свой светлый образ с ребенком, у которого свой опыт и который вообще-то нуждается в поддержке и опоре.

В заключение на сегодня скажу, что родительский опыт богат и разнообразен. У всех он разный со своими детьми и разный с самим собой в детстве. Разбираясь со сложностями адаптации к школе, приходится учитывать массу факторов и условий. Поэтому, если вы не нашли простого решения и не справиться со своими страхами и тревогами не получилось быстро, то лучше не затягивать и не копить проблемы, а обратиться за помощью.

Можно дать себе пару недель на новизну опыта. Но если за это время уровень тревоги не снижается, добро пожаловать на консультацию.

Дневник мамы первоклассника – 2.
Первые дни в школе.


В первые дни учебной жизни на первый план выходят даже не учебные навыки – с этим как раз чаще проблем нет, многие посещали воскреску, детский сад, так или иначе готовились к школе. А вот простые социально-бытовые навыки могут хромать, особенно если не доведены до автоматизма.
Одеться утром самостоятельно. Причем застегнуть пуговицы на рубашке или блузке. Если даже утром вполне могут помочь родители, то когда в школе начнется физкультура и придется переодеваться, то война с пуговицами может существенно подпортить ребенку жизнь. Опоздать из-за них на урок неприятно в первую очередь самому ребенку, в этом возрасте детям очень важно сделать все правильно и все успеть.
Самому переодеть обувь, уличную сложить в пакет, пакет в мешок, потом сдать в гардероб вместе с курткой или плащом. Сориентироваться в здании, дойти до своего кабинета. Ничего не забыть из тех вещей, которые были нужны на входе в школу: бейдж, пропуск, расческа, если нужно причесаться, ложка для обуви…
Самому достать нужные учебники и тетради, потом уложить их обратно в папку и в рюкзак…
Многие вещи по отдельности ребенок сделать вполне способен, но когда все это вместе, в ситуации ограниченного времени, без помощи родителей или других взрослых, становится намного сложнее. Чем больше деталей, мелочей, которые приходится помнить и учитывать, чем больше мелких задач, скапливающихся в массивы, тем сложнее ребенку. Многозадачность не каждому взрослому комфортна.
Мы, родители, можем об этом почти не задумываться, просто потому что до школы среда не предъявляла к ребенку таких требований – все это было не в фокусе внимания, не было необходимо.
Что можно сделать, чтобы помочь детям? Потренироваться дома. Играя!! Мы же не в армии, чтобы по горящей спичке одеваться. Но тренировка важна в первую очередь тем, что тело запоминает движения, они постепенно переходят на автоматический уровень – ребенку будет намного проще. Разгрузится мозг, сосредоточенность и внимание можно будет потратить на что-то другое. Например, на учебу или общение с новым коллективом.
Это было про бытовые вещи, а есть еще и социальные.
В этом плане наиболее важным, лично мне кажется, умение ребенка просить о помощи взрослых. Спросить дорогу до своего класса, помочь открыть крышку на бутылке с водой, уточнить задание, если не понял, снять куртку с высокого крючка в гардеробе – это может быть что угодно.
Это не мелочи, это показатель того, что ребенок способен осознавать свои ограничения в конкретной ситуации и полагаться на других, доверять миру, если уж очень обобщить.
Этому тоже можно учить. Общаться со знакомыми и с незнакомыми взрослыми. Делать мелкие покупки в магазине, когда мама смотрит со стороны. Оплатить проезд в автобусе. Самому ответить на вопросы врача о самочувствии. Использовать разные возможности для оттачивания навыков общения со взрослыми.
Второй важный социальный навык – установление контактов с одноклассниками. Здорово, если сейчас на это у ребенка хватит времени, сил и интереса. Поскольку интерес все равно проснется, но потом уже учеба наберет обороты, а сейчас пока еще чуть проще и легче с этим.
Мы не особо можем на это влиять, это другой мир, но мы можем об этом с ребенком разговаривать. О детях, о симпатиях, интересе, о том какие все разные, кто-то нравится больше, кто-то меньше. О том, что интересно вместе делать, о чем говорить.
Общаться с ребенком, поддерживая его интересы.

Дневник мамы первоклассника-1.
Линейка. Эмоции и стресс.
Я в этом году в очередной раз иду в школу, в первый класс с младшим ребенком. Эмоции, впечатления...всего много. И все это неизбежно через призму профессии, поскольку проф навыки штука такая, пальцем не сотрешь, работают автоматически. ))
 Итак, поделюсь своими впечатлениями и наблюдениями.
Хорошо, когда 1 сентября для ребенка праздник и радость. Когда что-то организовано так, чтобы эту атмосферу радости ощутить. Хорошо, когда этой радости не с избытком. Интенсивные эмоции, даже положительные, утомляют.
Мы же помним, что организму в общем-то нет разницы чем вызван стресс - позитивом или негативом, все что "слишком" утомляет и истощает.
Дети все разные и на избыток впечатлений тоже по-разному реагируют.

Кто-то растормозится и пойдет "вразнос" - бегать, кричать, смеяться - их перевозбуждение очень нуждается в возможности выплеснуться движениями. Таким детям надо дать выбегаться, сбросить избыток напряжения в движениях. И это не только первого сентября. Это вообще к адаптационному периоду может относиться.
И тогда все родительские "тише", "успокойся", "веди себя прилично" будут только во вред. Если нервная система перевозбудилась, то просто воспитательными словами ее не остановить. А силовое подавление, или волевое, скорее навредить может.

Есть дети, которые на избыток впечатлений реагируют по-другому. Уходят в "аут", в себя. И тогда это почти удобный ребенок - не шумит, сидит тихо, не кричит, не бегает, вот только глазки стеклянные, взгляд отсутствующий и иногда мордочка бледная, если детке еще и кислорода не хватает в душном помещении после лета и воздуха.
С такими другая помощь - тишина, покой, сон, свежий воздух. Если и прогулка и физ нагрузка, то все очень спокойное, тихое.

Есть очень энергоемкие дети, крепенькие, которые не только линейку и классный час выдержат, но потом еще готовы полдня гулять по городу, идти в парк на карусели, веселиться и им ничего за это не будет. Тоже нормальный вариант.
Но и им все равно иногда надо отдыхать.
К тому же стресс штука такая, может накапливаться. Вот с крепкими детьми это может оказаться неожиданным подвохом - долго все было хорошо, а потом срыв - накопилось и рвануло.
С теми кто реагирует на интенсивную нагрузку быстро, отчасти проще - можно заметить и принять меры. Те, кто долго терпит, потом и восстанавливается дольше.
И это не капризы и вредность - это особенности нервной системы.
Нам, родителям, приходится быть внимательными, чтобы не пропустить это и вовремя помочь ребенку.

Посмотри на себя!

- Посмотри на себя! – какой вы слышите интонацию этой фразы? Чьим голосом звучат сейчас эти слова в вашей голове? Как реагирует на них ваше тело? Чего хочется? Сжаться, замереть, спрятаться, наклонить голову вниз… Или расправить плечи, посмотреть прямо, открыто, улыбнуться … Что-то другое. Возможно.

Просто прислушайтесь к себе. Нравится ли вам ваша собственная реакция на эту фразу.

ПОСМОТРИ НА СЕБЯ.

Если не нравится, то что хотелось бы изменить?
Может быть что-то изменится, если сказать:

Посмотри на себя другими глазами. Посмотри добрым и любящим взглядом.

На самого близкого человека – на самого себя.

Можно ничего не говорить, не думать, не делать. Просто посмотреть на себя по-новому.

Не пристально, критично, оценивающе или подозрительно.
Посмотреть с любовью. Если сразу не получается, возможно, стоит ее поискать. Она там точно есть, возможно, где-то глубоко внутри. Но она есть. И вы ее достойны.

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии
Search - JE Faqpro