Статьи

Дневник мамы первоклассника-6. Учеба и игра – это не игрушки?

Однажды утром мой первоклассник попросил с собой в школу машинку. Сказал, что скучает по игрушкам, хочет взять с собой, чтоб играть в перемену с новыми друзьями.

Сразу не дала, сначала поговорили с педагогом.

Одно из важных приобретений первого класса – авторитет педагога, постороннего взрослого, который дает знания, дает возможность научиться. Мама – не учитель, мама для другого. В том числе и потому, чтоб не брать на себя дополнительные роли, я считаю вполне разумным поддержание хорошего контакта со школой и даю понять ребенку, что в вопросах учебы в школе решает учитель.

Но вот само желание взять игрушку с собой мне хорошо знакомо.

Уходит постепенно новизна этого прекрасного статуса - ученик. Уходит гордо выпрямленная спина, появляются рутинные обязанности, учебные будни. И появляется легкая тоска по прошлому...пока еще только по игре и игрушкам.

Спроси любого первоклассника: хочешь обратно в детский сад? Скажет: Нет!

Дети интуитивно чувствуют, что это шаг назад и не хотят этого шага.

А вот если спросить хочет ли ребенок играть, веселиться, гулять и поменьше сидеть за партой – скорее всего ребенок с радостью согласится на это предложение.

Мы обсудили этот вопрос с педагогом. Детям предложили принести в класс настольные игры и игрушки, чтобы играть на перемене. Разбавить процесс учебы игрой, переключить внимание, дать возможность сбросить напряжение в игре, подвигаться, посмеяться.

Кроме того, любимая игрушка, которую ребенок взял из дома – это еще и кусочек домашнего тепла и уюта. Это маленький друг, о которого можно согреться душевно, если устал и тоскуешь.

Да, первоклашки уже не малыши, чаще всего они вполне справляются и с нагрузкой и с эмоциями. Но иногда им может быть нужна поддержка и нужно что-то символическое из дома, чтобы удержаться об эту небольшую вещь и найти силы для учебы.

Процесс вхождения в учебу требует времени и усилий со стороны ребенка и поддержки от взрослых. Новизна ушла. Что предложим поддерживающего сейчас?

Коротко обозначу возможные варианты. На исчерпывающие сведения не претендую. Список может меняться и у всех быть разным.

1. Телесная разгрузка. Поскольку в учебе хорошо так задействован мозг, а тело отвечает за то, чтобы прямо сидеть и никуда не бежать, то потом необходимо выравнивать баланс. Дать ребенку возможность двигаться. Так и столько сколько ему нужно.

2. Игры и игрушки. Игра все еще важная часть развития ребенка. Игры могут быть разнообразными и они необходимы ребенку. Подвижные, настольные, игры с правилами и ролями…

Пересматривая набор игрушек мы можем убирать то, из чего ребенок «вырос», но важно согласовать это с ребенком. Возможно, что-то будет для него дорогой игрушкой не для игры, а для эмоций. Утраченная функциональность не всегда означает ненужность. Иногда сломанная кукла или машинка дорога чем-то другим.

3. Прогулки, новые впечатления, творчество.

Их я слегка объединила. Это просто все, что мы можем дать ребенку дома, вне дома и вне расписания. Что-то интересное, но необязательное. То есть не кружок по пению, а просто петь песенки вместе, когда захотелось. Не ИЗО студия, а рисовать мелом на асфальте или гуашью по старым обоям на полу. Поездка за город, поход в парк кормить белок.

Что угодно лишь бы нравилось ребенку и родителю.

Это могут быть мастер-классы, музеи, просто прогулки в новых местах.

4. Общение. С детьми и взрослыми.

Я не пишу про ТВ, игры и телефоны. Этого и так много обычно. Они неизбежны, но все же по возможности стоит разбавить их чем-то еще.

И помните, если вы хотите помочь ребенку, играя и развлекаясь вместе с ним, выберите то, что вам самим интересно. Иначе это не развлечение, а мука. Вымученный отдых ребенку тоже не полезен.

Психолог Надежда Керова.

Дети и движение.

В школу приходят учиться. Это значит сидеть некоторое время неподвижно и почти неподвижно. Плюс к этому ребенок должен быть достаточно внимателен - то есть концентрироваться на том, что говорит и показывает педагог, на том что и как выполнять в тетради. Не зря родителям говорят обратить внимание на то насколько ребенок усидчив и долго ли может держать внимание на одном занятии.

Да, грамотные педагоги помогают детям - организуют физкульт минутки, переключают внимание, сам процесс строят так, чтобы он максимально соответствовал возрастным особенностям нервной системы ребенка.

И все же....

Дети устают. Им мало движений.

После уроков ребенок может интенсивно бегать, кричать, махать руками... Это нормальное поведение нормального живого и здорового ребенка. Баланс движений, активности и сосредоточенности нужен еще и для того, чтобы ребенок меньше уставал в целом, не только в конкретный день, но и вообще.

Сбросить напряжение учебного дня через движения - отличный вариант. Важно предоставить ребенку такую возможность - прогулка на свежем воздухе, подвижные игры с другими детьми, лазалки...и прочее.

В домашнем варианте - игра с кинетическим или обычным песком, лепка из пластилина, бросание мяча... В целом неплохо понаблюдать что ближе именно вашему ребенку.

В связи с этим обычно возникают вопросы, а где границы нормы? Как понять, что ребенок достаточно активен и его беготня сброс напряжения и все, что это еще не гиперактивность.

Как понять, что спокойный ребенок просто спокоен, а не переутомлен или истощен?

Наблюдать. Сравнивать поведение своего ребенка не с другими детьми, а с ним самим ранее, в других ситуациях с нагрузкой на внимание и необходимостью спокойно посидеть.

Сравнение с другими детьми - заведомо провальный вариант. Все дети разные, нервная система работает по-разному, скорость адаптации к новым условиям тоже отличается.

Если вас что-то беспокоит, но непонятно нормально это еще или стоит уже предпринять дополнительные меры по помощи, то стоит обратиться со своими сомнениями к специалисту.

Это могут быть педагог, психолог, невролог...

Что может насторожить?

Слишком спокойный ребенок со "стеклянным" взглядом.

Ребенок, который стал существенно больше спать и не высыпается, жалуется на усталость.

Ребенок, который быстро растормаживается и с трудом успокаивается.

Ребенок, который не может успокоиться сам, ему нужна помощь взрослого, чтобы остановиться.

Когда смех и веселье могут перейти в истерику и слезы.

Если у ребенка появились навязчивые движения.

Если ребенок начал грызть ногти или обкусывать волосы и т.п.

В целом если вам что-то не нравится, лучше перебдеть, чем упустить время.
Обращайтесь к специалистам. Даже если это ложная тревога, она только ваша и к ребенку не имеет отношения, значит помощь нужна вам и это тоже важно.

Дневник мамы первоклассника - 4. Безопасность детей.



Спасибо огромное всем кто написал мне в соц сетях о своем интересе к теме детей и начала учебного года. Все вопросы важные.
Лично я на данный момент приоритетным выделила вопрос безопасности. Приоритет я ставлю по тяжести возможных последствий, если "что-то пошло не так" - свое медицинское прошлое и природную осторожность игнорировать я не стану. ))
К тому же лично я заметила, что уже сейчас, в середине первой недели обучения, поток родителей первоклашек несколько истощился. Утром в школе стало намного меньше родителей, чем было в понедельник.
И то правда, что дети уже сколько-то освоились, поняли как проходить турникет, где гардероб, какой порядок переодевания и по какой лестнице идти в свой класс.
Многие живут совсем рядом со школой, буквально за забором школьной территории.
У многих родителей рабочий график диктует свои правила и каждый день провожать до холла школы и встречать у дверей после уроков просто невозможно. Кто-то взял отпуск, но это тоже только один месяц.
А потом часть детей станут вынужденно самостоятельными.
Я вижу несколько маркерных точек по которым важно учить детей безопасности:
* Дороги и правила дорожного движения.
Даже если это просто дворовые дороги.

* Школа и поведение внутри школы.

* Безопасность дома в быту.

* Незнакомые взрослые. Незнакомые дети. Знакомые взрослые и знакомые дети.

* Животные.

* Интернет и социальные сети.

Конкретные правила стоит разработать каждой семье свои, с учетом своих возможностей и ограничений, своего образа жизни, характера своего ребенка.


* Дороги и правила дорожного движения. Даже если это просто дворовые дороги, проезды.

Я водитель, я с уважением и вниманием отношусь к ПДД. Я буквально дрессирую детей на исполнение правил всегда и везде. Никаких послаблений на то, что сейчас дорога пустая и можно пройти на красный.
Ремень безопасности должен быть пристегнут всегда.
Внимание на дороге всегда! И во дворе тоже. Буквально сегодня на нас ехала не снижая скорости большая белая ауди по дворовому проезду у школы. Жуткое ощущение, я смотрю на водителя, он смотрит на нас и не тормозит. Чуть отвлекись, не уйди вовремя на обочину и ...
Навыки безопасности на дороге - это всегда рассказ, объяснение и тренировка, тренировка, тренировка. Много раз. Поэтапно. Сначала все делает и показывает взрослый, поясняя свои действия, постепенно передает ребенку по частям, контролируя исполнение. Потом уже не подсказывает, а только смотрит. В конце разбор как оно было.
И периодические повторы.
Я не зануда, у меня просто нет запасных детей. Хотя, нет, я зануда в этом вопросе.

* Безопасность дома в быту.

В нашем детстве нас учили зажигать газ или включать плитку, чтобы разогреть себе обед после школы. Это было целое действо, опять же разбитое на этапы: сначала достаешь спички, готовишь две штуки, основную и запасную, поворачиваешь кран газа на самый минимум, зажигаешь спичку, подносишь…
Сейчас намного проще, есть микроволновки, электрические чайники, термопоты и т.д. Но даже сейчас ребенка важно учить заранее всем этим безопасно пользоваться, если после школы он хотя бы какое-то время будет один дома. Чтобы не обжегся, не порезался, не …
Кроме того хорошо, если дома крупно маркером написаны на листочке телефоны экстренных служб и телефоны родных. И лежат на видном месте всегда. Если что-то случится ребенок может забыть телефон, растеряться, а если есть записка - напоминалка, то шансов на звонок о помощи много больше. Конечно, важно научить ребенка тому, что звонить родителям – нормально.
Также важно поговорить о том кому можно и нельзя открывать двери. Можно ли самому уходить гулять и т.д.


* Незнакомые взрослые. Незнакомые дети. Знакомые взрослые и знакомые дети.

Ребенок должен отчетливо понимать, что допустимо, а что нет в отношении него со стороны других людей. Что есть разная степень приближения и разная степень доверия другим людям.
Можно нарисовать круговую диаграмму и пояснить, что есть ближний круг – семья, родители. И есть другие люди, кто-то ближе, кто-то дальше – все на разной дистанции. Что общение с разными людьми бывает разное. Хорошо, если эта информация не вываливается на ребенка непосредственно в сентябре или в августе перед школой, а выдается постепенно, но постоянно.
Летом мы гуляли в парке, было много народу, я обратила внимание на семейную пару с ребенком. Папа объяснял сыну, что если он вдруг потеряет родителей из виду в толпе, он должен обратиться к кому-либо и попросить отвести его к администратору. Мама тут же уточнила: обратиться к женщине с детьми. Затем они попросили ребенка повторить сказанное и пояснить, как он это понял и зачем все это надо.
У этой семьи есть свое представление и четкий алгоритм действий, о котором знают все члены семьи.
Про разные ситуации, которые могут приключиться с ребенком и про взаимодействие с разными другими людьми хорошо рассказывают специалисты по кризисным ситуациям. Например, поисковики, которые ищут потерявшихся детей – у них накоплен огромный опыт по детской безопасности.


* Животные.

Общению и взаимодействию с животными тоже стоит обучать. Пояснить разницу между дикими животными в зоопарке и теми, кто по какой-либо причине забрел в город. Что симпатичная лисичка может быть опасна. Что свои домашние собаки и кошки, чужие собаки и кошки, собаки и кошки на улице – это все разные животные со своим характером.

Что если хочется погладить собаку, стоит спросить хозяина можно ли.
Что маленький размер – не гарантия безопасности или дружелюбия.
Что не стоит причинять животному боль или пугать.

Недавно мы были на волонтерском празднике «собака-обнимака». Я на автомате повторила правило, про «сначала спросить, потом гладить» чем удивила волонтеров – мне сказали, что все собаки здесь мирные и адекватные.
Но мои правила не столько про чужих собак сколько про моих детей. Я не считаю, что у всех должно быть также, просто в моей семье так.

В общем, я за любовь к животным, за общение и за соблюдение техники безопасности.

* Интернет и социальные сети.

Про допуск детей в сеть, про опасности и соблазны написано много. Что-то из области страшилок, что-то из реального неприятного опыта разных людей.
Я рассуждаю так: есть ли реальная необходимость ребенку иметь постоянный собственный доступ в интернет и социальные сети? Доступ, чтобы что? Какова функциональная нагрузка? Есть ли альтернативы?
Я не считаю необходимым рассказывать семилетке во всех подробностях чем «богат» интернет, я считаю. Что о безопасности ребенка могут и должны позаботиться родители.

Вполне возможно, что я сейчас вспомнила далеко не про все, связанное с детской безопасностью, надеюсь, что мои размышления чем-то откликнутся своим, поскольку у каждой семьи свои границы и свои принципы.


Дневник мамы первоклассника – 3. Адаптация для родителей.

Адаптация к школьному этапу жизни ребенка, мне кажется, для родителей едва ли не важнее, чем для самого ребенка. Почему?
Да просто потому, что именно родитель – та база, о которую ребенок может заземлиться, успокоиться, почувствовать себя уверенным и компетентным. Родитель, тот человек, который может и должен помочь, если что-то идет не так.
В первые годы обучения от родителей зависит очень многое. И я совсем не о том, что школа хочет якобы спихнуть на нас, родителей, все обучение наших детей и получить их готовеньких со знаниями.
Я пишу об эмоциональном состоянии ребенка, который пришел учиться и о состоянии родителя, отдающего своего сына или дочь в школу.
В сентябре у некоторых родителей уже схлынула тревога, связанная с подготовкой к школе, выбором учебного заведения, поступлением, у некоторых она еще фонит, иногда опасениями «А потянем ли таки учебу здесь?», иногда гордостью «Смогли, поступили!» - именно так, во множественном числе, «Мы» - о себе и ребенке. Это был общий путь.
Иногда этой тревоги и не было, просто жизнь по течению в штатном режиме, но пишу точно не про них.

В сентябре несмотря на всю подготовку могут неожиданно вылезать из шкафов новые скелеты – тревоги, страхи, волнения…
Вдруг оказывается, что отдать своего ребенка в школу – это страшно. Проводить до порога и оставить. А дальше он сам, проконтролировать что там и как почти невозможно, влиять тоже особо не получится.
И страаааашшшноооо…..
Справится ли с учебой?
Не обидят ли его?
А туалет сам найдет, не растеряется?
А с детьми подружится?

Почему бывает так, что тревоги и страхи просто зашкаливают и мешают жить?
1. Собственный негативный опыт родителя в своем детстве.
в этом случае отдать своего ребенка в школу – это лицом к лицу столкнуться с воспоминаниями о себе, о своем детстве, о той боли, что связана именно со школой. Даже если кажется, что все давно в прошлом, плюнули и забыли, этот опыт никуда не делся. Актуализированный новыми обстоятельствами будет подспудно напоминать о себе. Порой даже неясной, недифференцированной тревогой.
Что делать?
Рискнуть вспомнить и разобраться с призраками своего школьного прошлого. Для себя!! Чтобы не фонило и жить не мешало.
Отделить себя и своего ребенка – это разные дети, я и мой ребенок, это другая школа, другие учителя и другое время. Его опыт будет другим.

2. Собственный яркий, позитивный и успешный опыт в школе и в тоже время подозрения, что у ребенка может быть не так.
Порой разницу между собой и своим ребенком обнаруживать очень непросто. Возникает вопрос «Ну почему он такой?» - в подтексте: Ну почему он не такой как я?
Мне же было так здорово в школе. Интересная, яркая, активная жизнь, много друзей, веселые мероприятия, спорт, соревнования. А он…мяча боится, людей сторонится, на мероприятиях к стенке жмется. И кажется, что так ребенок точно недополучит то чудесное, что может быть в школе.
Что делать?
Договариваться с собой, что у ребенка может быть другой опыт. Что это нормально. Люди разные. И да, дети и родители часто тоже совсем разные люди.
Присматриваться к своему ребенку, искать точки соприкосновения. И как минимум, уважать эту разницу характеров, предпочтений, которая была обнаружена.
Часто в этом же пункте желание заново прожить свое классное детство еще раз вместе с ребенком и разочарование, что этого не происходит.
Что делать?
Позволить себе разочароваться, горевать о невозможности повторений, принять свое прошлое как ценность и жить дальше. В настоящем.

3. Высокая планка ожиданий от школы, учебы, высокая значимость внешней оценки.
Оценки в школе неизбежны. Даже если официально в первом классе оценок нет, то неофициально они есть всегда. Я сейчас пишу не про солнышки на полях тетрадей. К ним мы уже привыкли и вполне прилично различаем про что нам говорит каждое солнышко.
Есть еще и оценка, которую получает родитель и семья в целом от школы. Нас так или иначе оценивают по нашим детям, по тем кого мы привели в школу.
Чем выше значимость оценки, сохранения своего положительного образа в глазах других людей, тем больше тревоги. При том, что возможности для контроля и управления ситуацией не так велики – учится то ребенок, тревогу сложно перевести в действия.
Что делать?
Учиться распознавать свою тревогу, осознавать про что она, учиться с ней справляться.
Это бывает непросто, но вполне реально, если есть желание.
Учиться ориентироваться не только на внешние оценки, но и на внутренние. Не отказываясь совсем от внешних, не игнорируя их – мы же все равно в социуме.
Иногда важно привести в равновесие уровень ожиданий и их реалистичность.
Иногда важно разделить себя и свой светлый образ с ребенком, у которого свой опыт и который вообще-то нуждается в поддержке и опоре.

В заключение на сегодня скажу, что родительский опыт богат и разнообразен. У всех он разный со своими детьми и разный с самим собой в детстве. Разбираясь со сложностями адаптации к школе, приходится учитывать массу факторов и условий. Поэтому, если вы не нашли простого решения и не справиться со своими страхами и тревогами не получилось быстро, то лучше не затягивать и не копить проблемы, а обратиться за помощью.

Можно дать себе пару недель на новизну опыта. Но если за это время уровень тревоги не снижается, добро пожаловать на консультацию.

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии
Search - JE Faqpro