Статьи

 

 

 

 

 

 

 

Новогоднее чудо можно создавать своими руками и продлить его на пару недель, например, до и после нового года. Да хоть на месяц! Это тот самый Дух Рождества или дух Нового года, который мы так любим в трогательных новогодних фильмах, который помним с детства.

Радость ребенка от предвкушения новогодних чудес - бесценна. Радость взрослого, который вспомнит, что был когда-то ребенком, о чем мечтал и который может наконец стать сам себе и другим волшебником, исполняющим мечты – отдельное сокровище.

Праздник состоит из маленьких деталей, именно они дают эмоциональную окраску происходящему. Мы запоминаем эмоции больше, чем события. Это процесс подготовки к Новому году, изготовление сувениров, творческих поделок, придумывание сюрпризов и подарков, украшение дома. Попробуйте вспомнить свой детский Новый год. Что вспомнится наиболее ярко – ангина и сорванный праздник, а может быть новые красные туфельки, которые «почти как настоящие» у девушек из ансамбля народного танца в телевизоре… все это эмоции, именно они делают события яркими.
Что еще дарит нам эмоции в праздник? Что способно обрадовать, вызвать восторг, эйфорию или же разочарование?
Подарки! Конечно же подарки!
Практически каждый ребенок мечтает что-то получить от Деда Мороза под елочку, а также от мамы с папой, бабушек и дедушек, родных и друзей.
Иногда детские мечты, отраженные в пожеланиях и письмах Деду Морозу, почти безграничны и улетают далеко за пределы родительского бюджета.
Иногда подарок, заказанный ребенком, неприемлем для родителей по каким-то иным соображениям. Например, если ребенок просит у Деда Мороза щенка, а родители категорически не готовы к собаке. Или ребенок хочет большое ружье, стреляющее патронами-присосками, а дома на открытых полках стоит бабушкина коллекция фигурок из тонкого фарфора – ценная для всей семьи, а оружие даже в виде игрушек совсем не в чести.

Итак, стоит ли покупать дорогие подарки на Новый год?

Когда мы дарим ребенку подарок, что хотим подарить на самом деле? И кому – себе или ребенку? Если подарок дорого стоит, то всегда ли это желание порадовать ребенка? Или это неосознаваемое желание откупиться от своих переживаний вины за то, что мало времени было проведено вместе или родители считают себя недостаточно хорошими родителями. Или подарок – единственно доступный для родителя способ проявить свою любовь в материальном эквиваленте? А на эмоциональном плане это проявление недоступно? А может этот подарок вовсе и не своему реальному сыну или дочке, а маленькому себе, который долгие годы после детства все еще ждет любви, внимания и игрушек, которых так не хватало в детстве. Но поскольку совсем непонятно как дать это все себе маленькому в прошлом, можно сместить это все на реального ребенка в настоящем и заваливать его игрушками, при этом продолжая ощущать свой эмоциональный голод.
Как же определить, где подарок – это реально подарок ребенку, а где подарок – это удовлетворение каких-то других потребностей?

Можно опираться на свои ощущения. Облегчение и некоторое уменьшение чувства вины после сделанного подарка – скорее всего это не про ребенка и желание дарить радость, а про самого себя и что-то другое.
Радость с привкусом тоски или даже зависти – скорее всего вы хотели подарок себе, а не этому малышу.
Просто радость, нежность, удовлетворение – иногда подарок это таки просто подарок!
И это точно не про цену, а про ценность.

Нужно ли дарить именно то, что ребенок заказывает?

Я полагаю, что неплохо бы ориентироваться по своим возможностям. Если ребенок просит подарок стоимостью в два месячных бюджета семьи – это явное отсутствие связи с реальностью. Для ребенка отрыв от реальности – нормален, а вот если взрослый идет у него на поводу – стоит задуматься, что же такое происходит в отношениях, что проще прогнуть себя и всю семью, ухудшить свое финансовое положение, но не отказать ребенку в дорогом подарке.
Другая крайность – никогда не дарить то, что ребенок заказал.
За этим часто стоит обесценивание его желаний, его мнения и вообще «мама лучше знает», что тебе нужно на самом деле. Ребенок, как личность, как субъект в этих отношениях отсутствует. Он превращен в нечто, полностью контролируемое родителями.

Поэтому можно и нужно узнавать, чего хочет ребенок. Это помогает понять его интересы, направление его любопытства к этому миру. Это помогает гораздо легче подобрать подарок. Здорово, если вариантов несколько из разных ценовых категорий – можно еще и с бюджетом согласовать подарок.

В теме подарков есть еще важные моменты – про умение их принимать. Да, в том числе от ребенка. Корявые поделки. И не от ребенка тоже. В том числе дорогие подарки, ценные, ожидаемые. Или неожиданные, неловкие, не совсем удачные.
Принимать подарки и принимать в себе возникающие в этот момент чувства – нежности, благодарности, разочарования….самые разные. Распознавать эти чувства и уметь с ними обходиться.

Если же в теме подарков, дарения и получения есть какие-то шероховатости, с этим стоит разбираться. И лучше самим в контакте с психологом, а не через отыгрывания в отношениях с собственным ребенком.

Психолог, семейный психолог, Надежда Керова. 30.12.2018. Пермь.

Прошло уже три месяца с начала учебы в школе – самое время поговорить про адаптацию к школе и ее возможные нарушения.
Почему сейчас?
Три месяца – это срок, когда уже можно более-менее адекватно оценивать процесс привыкания ребенка к школе. Эффект новизны уже прошел, знакомство с одноклассниками, педагогами, новым режимом и правилами состоялось.
При этом трудности, если они есть, уже заметны и можно выделить какие-то конкретные сложности у отдельного ребенка.
Это могут быть проблемы со здоровьем, с освоением школьного учебного материала, нарушенное, нетипичное для этого ребенка эмоциональное состояние или поведение.


Итак, каковы признаки, что ребенку сложно дается адаптация к учебному процессу:

  • Здоровье – ребенок болеет ОРВИ чаще обычного, заметна повышенная утомляемость, головная боль, боли в животе, нарушение аппетита.
  • Нарушения сна: трудное пробуждение утром и трудное засыпание вечером, беспокойный сон, кошмары.
  • Переутомление, быстрая усталость даже от обычных дел.
  • Повышенная возбудимость или заторможенность - нетипичная, необычная для этого ребенка.
  • Жалобы на разные события, ситуации, связанные со школой.
  • Нежелание обсуждать школьные вопросы, стремление перевести тему разговора на другое.
  • Отказ от выполнения домашних заданий, нежелание их выполнять.
  • Долгие «сборы» перед тем, как начать выполнение уроков, стремление оттянуть неприятное событие.
  • «Откат» в ранее освоенных навыках – ребенок перестает делать то, что уже научился делать хорошо. Хуже пишет, читает, рисует и т.д.
  • Не справляется со школьной нагрузкой, «отстает», не может освоить материал или выполнить домашнее задание даже с помощью взрослых.
  • Появление навязчивых движений, обгрызание ногтей, сосание пальца или кончика ручки, дрожание пальцев, энурез.

Чем раньше родители начнут обращать внимание на то как ребенок адаптируется к учебе, чем раньше будет организована помощь в адаптации и возможная коррекция нарушений, тем проще исправить ситуацию. Затянувшиеся проблемы в дальнейшем накапливаются как снежный ком и существенно затрудняют выход из ситуации.
Почему именно родители должны обращать внимание? Ведь в школе же проводится тестирование и диагностика уровня адаптации.

Да, в школах проводят диагностику, но не всегда удается выявить сложности без подробного обследования конкретного ребенка. Не все возможные проявления, например, нарушения сна, можно отследить в школе. Гораздо проще увидеть, как изменился этот конкретный ребенок в сравнении с ним самим за пару месяцев учебы, чем понять среди 25-30 детей у кого есть сложности пока они не сильно выраженные. Именно поэтому у родителей гораздо больше возможностей заметить, если что-то идет не так.

Каковы причины нарушения процесса адаптации к школе?

Особенности нервной системы ребенка – какая она, сильная или слабая, насколько быстро истощается, как проходят процессы возбуждения и торможения.

Насколько развиты на момент начала обучения в школе память, внимание, произвольность, крупная и мелкая моторика.

Особенности темперамента – слишком быстрому и возбудимому ребенку будет сложно усидеть на месте, точнее ему для этого понадобится больше усилий. Медлительному, флегматичному, возможно, будет сложно успевать за общим темпом в классе. Особенности важно учитывать хотя бы дома при выполнении домашних заданий, чтобы компенсировать то, что перегружается в школе.

Важно также общее состояние здоровья ребенка, ослабленным детям бывает сложнее.

Недостаточная подготовленность ребенка к школе. Если есть пробелы в подготовке, не хватает знаний и навыков, то все это приходится наверстывать на ходу, что тоже не особо способствует успешной адаптации.

Невысокий уровень социальной компетентности. Когда ребенок имеет небольшой опыт и недостаточные навыки для построения отношений с другими детьми и разными взрослыми. Одно из важных требований возраста – умение налаживать контакты с детьми и взрослыми в процессе делового общения, не только и не столько в игре. Это могут быть взрослые, которые относятся к ребенку без особой симпатии, более ровно и строго, чем близкие и знакомые – важно, чтобы ребенок умел различать личное и деловое общение и переключаться между ними.

Что касается общения с детьми, то в младшем школьном возрасте, все еще важна игра и умение играть по правилам, договариваться.

Чтобы вовремя выявить дезадаптацию, стоит быть максимально внимательными к ребенку, обращая внимание на его самочувствие, поведение, поддерживать контакт к с педагогом, интересоваться школьными делами ребенка. С самим ребенком можно обсуждать как прошел его день – чем он был интересен, что нового узнал, с кем познакомился, кто его сосед по парте, кто из одноклассников ему более симпатичен и почему.

Если заметили тревожащие признаки, обязательно стоит поговорить с учителем ребенка, обратиться к школьному психологу, если есть такая возможность. Возможно, потребуется дополнительная диагностика и коррекционные мероприятия, чтобы облегчить ребенку процесс адаптации.

Также, при желании, родители могут обращаться к частнопрактикующим специалистам.

Помните! Важно не затягивать и не пускать этот процесс на самотек.

Психолог, семейный психолог, Надежда Керова.

10.12.2018 г. Пермь.

Сегодня ленты социальных сетей пестрят поздравлениями с Днем учителя. Во многих школах сокращенные уроки, праздничная атмосфера, букеты и теплые слова.

Лично мне с учителями везло по жизни. Правда и я лишний раз не нарывалась, была приличной ученицей. ))

И все же у меня были хорошие педагоги в школе, училище и университете. Любящие свое дело, увлеченные, грамотные, вдумчивые. Я очень рада, что у меня есть этот опыт, я знаю как можно учить, каким может быть учитель.

Они умели видеть и слышать детей, у них можно было учиться легко, с интересом и удовольствием.

Мой интерес к психологии и человеческим отношениям, к тому как все это устроено зародился тоже в школе и благодаря классному руководителю. Она вела классные часы, рассказывая нам о том, что было интересно и важно - про нас самих, про то как устроена человеческая личность, что мы все разные. Что можно темперамент, например, протестировать и что он дан от природы и не меняется, а изменяются лишь его проявления. Из холерика не сделать меланхолика, но можно научить большей сдержанности в поведении, научить контролировать импульсивность.

Нам - подросткам она рассказывала про отношения между людьми, про то, что было так интересно и так важно тогда.

Она умела так про все это говорить, что живой интерес оставался надолго.

Умение выходить за рамки, видеть мир многогранным и многослойным подарила мне преподаватель философии в училище.

Когда я с замирающим дыханием подошла отвечать на экзамене, она просто предложила отложить листок с которым я готовилась и поговорить. Поговорить о людях, о жизни, об отношениях, о том во что люди верят... Я думаю, что этот разговор был гораздо круче банального ответа по билету.

Ну и университет, конечно. Все годы учебы на одном дыхании. Наши преподаватели делали учебу настолько интересной для меня, что она вообще не вызывала трудностей. Все укладывалось само собой. До сих пор порой из глубин памяти я достаю университетские знания при необходимости.

Приятно вспомнить с благодарностью тех кто учил, давал не только знания, но и способствовал формированию системы ценностей, такой какая она сейчас - уважение к людям, любовь к своему делу, ценность жизни.

Психолог Надежда Керова, 05.10.2018

Дневник мамы первоклассника – 7. Первые итоги.

Прошел первый месяц учебы, половина первой четверти. Еще около 4 недель и первые каникулы. Адаптация ребенка к школе идет полным ходом, постепенно осваивается все больше новых для первоклассника навыков. Что-то уже стало понятным и привычным, перешло на уровень автоматических действий, что-то еще приходится контролировать в дежурном режиме, что-то требует усилий.

На что важно обратить внимание в это время?

  1. Чему ребенок уже хорошо научился, что освоено.
    Это может быть что угодно – полностью самостоятельный процесс сбора портфеля, подготовки одежды, переодевания в школе … что угодно. Важно замечать это самим, говорить об этом ребенку и хвалить его. Для первоклассника может быть очень важным, что у него есть какие-то успехи, что они замечены родителями, отмечены, зафиксированы. Это придает сил в освоении нового за счет того, что у маленького человека появляется какая-то база умений, на нее можно опираться. Я уже что-то освоил, я могу, способен освоить что-то еще.
  2. Если есть что-то, где вы замечаете прогресс – это тоже важно отметить.

Не научился еще читать бегло, но читает существенно лучше, чем месяц или два назад – отлично. Это стоит отметить, для себя и для ребенка. Осознание того, что процесс не стоит на месте, выход в позицию наблюдателя – это тоже полезный навык. Ребенок научается таким образом замечать, как идет его личный процесс обучения, формируется способность оценивать самого себя и контролировать самостоятельно какие-то вещи. Пока это больше делают родители – показывают ребенку что было «вчера» и что «сейчас». И мы же помним, что ребенка стоит сравнивать только с ним самим раньше, а не с кем-то другим.

  1. Что-то освоено частично, что-то вызывает трудности.
    Ребенок говорит о своих трудностях, просит помощи, участия родителей в выполнении заданий, просит просто присутствия при выполнении им заданий.
    Или ребенок молчит, не жалуется, но избегает каких-то конкретных заданий, старается оттянуть их выполнение, «забывает» про них.
    Иногда ребенок может просто сидеть и не приступать к выполнению какой-либо работы. То есть трудности с освоением чего-либо могут проявляться по-разному. Самое главное в это время – быть достаточно внимательными к ребенку и к тому, как ему дается процесс освоения нового.


Что делать с тем, что трудно?

Если вы сами заметили трудности ребенка или он пожаловался, то в первую очередь, важно разобраться в чем именно сложность, с чем она связана.

Например:

* Трудно писать – твердый карандаш, который рвет бумагу или слишком мягкий, который ее пачкает и не дает возможности провести тонкую линию. Решение в этом случае – подбор оптимальных, удобных для ребенка рабочих инструментов. И это не только про карандаш. Из таких мелочей может складываться ощущение комфорта или дискомфорта при выполнении уроков.
* Эмоциональные трудности. Страх совершить ошибку, испортить пропись. Нарисовать недостаточно красиво.
В этом случае можно обратить внимание на 2 момента – достаточно ли ребенку поддержки в том, что он уже делает хорошо, достаточно ли ему понимания, что можно ошибаться и исправлять ошибки, что это не катастрофа. Тут важно не обесценить его переживания, не отмести их, не игнорировать, а понять насколько он переживает и в тоже время помочь прийти к пониманию, что можно пробовать, делать, переделывать.
Иногда срабатывает волшебная фраза: «Мы просто попробуем». Кстати, срабатывает не только с детьми.
И второй момент – тренировка в безопасных и комфортных условиях. Опасается ребенок, что рисунок не получится в классе – важно дать ему возможность испортить 20-30 других рисунков. Дома. Чтобы появился опыт проб, опыт тренировки какого-то навыка – например, навыка рисования кривых домиков.
* Сложности связаны с вниманием, концентрацией, запоминанием.
Здесь, с одной стороны, тренировка и не только на учебном материале, но и на любом другом подручном – на кухне, на прогулке, с игрушками и играми…
С другой стороны, обратить внимание на физическое здоровье школьника. Иногда именно с повышением нагрузки в период адаптации к школе проявляются различные заболевания.
Кстати, у некоторых детей именно учащение заболеваний является ярким признаком нарушения процесса адаптации. То есть – везде все более-менее хорошо, но ребенок болеет и болеет.

Важно подходить к подведению первых итогов комплексно, видеть и учить ребенка видеть не только трудности, но и достижения. Замечать прогресс, продвижение вперед. И отмечать то, над чем важно поработать дополнительно. Просто чтобы не было перекосов в какую-то одну сторону.

Если же сложностей много и они вызывают тревогу, напряжение, нарушают привычную жизнь семьи, то стоит обратиться за помощью к специалистам.

Психолог, семейный психолог, Надежда Керова.

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии
Search - JE Faqpro