Прошло уже три месяца с начала учебы в школе – самое время поговорить про адаптацию к школе и ее возможные нарушения.
Почему сейчас?
Три месяца – это срок, когда уже можно более-менее адекватно оценивать процесс привыкания ребенка к школе. Эффект новизны уже прошел, знакомство с одноклассниками, педагогами, новым режимом и правилами состоялось.
При этом трудности, если они есть, уже заметны и можно выделить какие-то конкретные сложности у отдельного ребенка.
Это могут быть проблемы со здоровьем, с освоением школьного учебного материала, нарушенное, нетипичное для этого ребенка эмоциональное состояние или поведение.


Итак, каковы признаки, что ребенку сложно дается адаптация к учебному процессу:

  • Здоровье – ребенок болеет ОРВИ чаще обычного, заметна повышенная утомляемость, головная боль, боли в животе, нарушение аппетита.
  • Нарушения сна: трудное пробуждение утром и трудное засыпание вечером, беспокойный сон, кошмары.
  • Переутомление, быстрая усталость даже от обычных дел.
  • Повышенная возбудимость или заторможенность - нетипичная, необычная для этого ребенка.
  • Жалобы на разные события, ситуации, связанные со школой.
  • Нежелание обсуждать школьные вопросы, стремление перевести тему разговора на другое.
  • Отказ от выполнения домашних заданий, нежелание их выполнять.
  • Долгие «сборы» перед тем, как начать выполнение уроков, стремление оттянуть неприятное событие.
  • «Откат» в ранее освоенных навыках – ребенок перестает делать то, что уже научился делать хорошо. Хуже пишет, читает, рисует и т.д.
  • Не справляется со школьной нагрузкой, «отстает», не может освоить материал или выполнить домашнее задание даже с помощью взрослых.
  • Появление навязчивых движений, обгрызание ногтей, сосание пальца или кончика ручки, дрожание пальцев, энурез.

Чем раньше родители начнут обращать внимание на то как ребенок адаптируется к учебе, чем раньше будет организована помощь в адаптации и возможная коррекция нарушений, тем проще исправить ситуацию. Затянувшиеся проблемы в дальнейшем накапливаются как снежный ком и существенно затрудняют выход из ситуации.
Почему именно родители должны обращать внимание? Ведь в школе же проводится тестирование и диагностика уровня адаптации.

Да, в школах проводят диагностику, но не всегда удается выявить сложности без подробного обследования конкретного ребенка. Не все возможные проявления, например, нарушения сна, можно отследить в школе. Гораздо проще увидеть, как изменился этот конкретный ребенок в сравнении с ним самим за пару месяцев учебы, чем понять среди 25-30 детей у кого есть сложности пока они не сильно выраженные. Именно поэтому у родителей гораздо больше возможностей заметить, если что-то идет не так.

Каковы причины нарушения процесса адаптации к школе?

Особенности нервной системы ребенка – какая она, сильная или слабая, насколько быстро истощается, как проходят процессы возбуждения и торможения.

Насколько развиты на момент начала обучения в школе память, внимание, произвольность, крупная и мелкая моторика.

Особенности темперамента – слишком быстрому и возбудимому ребенку будет сложно усидеть на месте, точнее ему для этого понадобится больше усилий. Медлительному, флегматичному, возможно, будет сложно успевать за общим темпом в классе. Особенности важно учитывать хотя бы дома при выполнении домашних заданий, чтобы компенсировать то, что перегружается в школе.

Важно также общее состояние здоровья ребенка, ослабленным детям бывает сложнее.

Недостаточная подготовленность ребенка к школе. Если есть пробелы в подготовке, не хватает знаний и навыков, то все это приходится наверстывать на ходу, что тоже не особо способствует успешной адаптации.

Невысокий уровень социальной компетентности. Когда ребенок имеет небольшой опыт и недостаточные навыки для построения отношений с другими детьми и разными взрослыми. Одно из важных требований возраста – умение налаживать контакты с детьми и взрослыми в процессе делового общения, не только и не столько в игре. Это могут быть взрослые, которые относятся к ребенку без особой симпатии, более ровно и строго, чем близкие и знакомые – важно, чтобы ребенок умел различать личное и деловое общение и переключаться между ними.

Что касается общения с детьми, то в младшем школьном возрасте, все еще важна игра и умение играть по правилам, договариваться.

Чтобы вовремя выявить дезадаптацию, стоит быть максимально внимательными к ребенку, обращая внимание на его самочувствие, поведение, поддерживать контакт к с педагогом, интересоваться школьными делами ребенка. С самим ребенком можно обсуждать как прошел его день – чем он был интересен, что нового узнал, с кем познакомился, кто его сосед по парте, кто из одноклассников ему более симпатичен и почему.

Если заметили тревожащие признаки, обязательно стоит поговорить с учителем ребенка, обратиться к школьному психологу, если есть такая возможность. Возможно, потребуется дополнительная диагностика и коррекционные мероприятия, чтобы облегчить ребенку процесс адаптации.

Также, при желании, родители могут обращаться к частнопрактикующим специалистам.

Помните! Важно не затягивать и не пускать этот процесс на самотек.

Психолог, семейный психолог, Надежда Керова.

10.12.2018 г. Пермь.

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии
Search - JE Faqpro