Статьи

Весна. Мне хочется писать о любви. Хотелось бы о светлой, прекрасной, романтичной, … но так получается, что ко мне чаще приходят не окрыленные, а раненые любовью люди.

Одна из самых болезненных, незаживающих ран остается от запрещенной любви. Скрытая от самого себя, она обнаруживается в психологической работе почти случайно, между делом. Вдруг выглядывая лучиком из темного угла прошлого.

Дети любят чисто и светло, просто так, без условий, ни за что, а порой вопреки всему. Просто любят близких людей. Детям сложно бывает понять, как разные близкие им люди могут не только не любить, но и ненавидеть друг друга. Мама и папа, мама и бабушка, папа и тетя – вариантов масса.
Особенно сложно и страшно, когда еще вчера все «было хорошо», а сегодня уже нельзя вспоминать кого-то, нельзя спрашивать и говорить о нем, нельзя скучать и нельзя любить.

«Он нас бросил, он тебе больше не отец!»

«Это тебе бабушка, а кому-то свекровь!»

Что происходит с ребенком? У него мощнейший внутренний конфликт – конфликт лояльности. Кому я буду верен? Кого я должен выбрать? Как выбирать? И что делать со своими чувствами? Что делать с любовью и тоской, от которой буквально рвется маленькое сердечко?

В какой-то момент приходит решение: «Любить нельзя! Запрещено!»

Становится спокойнее и проще. Вот только вместе с той любовью, словно кусочек души остается замороженным в прошлом. Кусочек души, живой и чувствующий замирает, навсегда в чем-то перекрывая доступ к человеческим чувствам. Поскольку любое приближение туда, в эту зону напоминает о прошлом, и становится слишком больно. Надо беречь себя от боли, беречь себя от сильных переживаний, и от любви тоже.

Потом, позже, в работе с психологом, открывается словно портал в прошлое и вся мощь застоявшихся, накопившихся чувств прорывается со слезами и рыданиями, освобождается сотрясая тело. Оказывается можно просто любить. Сейчас уже можно! Не разрывать себя на части, идти за собой и своими чувствами.

Соприкасаться и с болью и с любовью и мочь выдерживать этот накал.

Зачем? Чтобы жить! Просто жить не частями души, а полностью. Чтобы разрешить себе чувствовать. Быть, дышать полной грудью. Ощущать себя живым.

А еще, когда разблокируется то, что было удержано мощными запретами, существенно прибывает сил. Для жизни.

Психолог Надежда Керова. 04.05.2019.

 

Знакомо ли вам такое состояние усталости, истощения и замотанности, когда сил нет ни на что вообще? Можно только лежать и плакать. Плакать просто так, не потому что что-то случилось, не от боли или сильных переживаний, а просто так, без видимых причин, когда слезы просто сами катятся по щекам, это невозможно остановить и объяснить тоже невозможно.

Поначалу это даже пугает. Потом, возможно, понимаешь, что просто настолько устал от всего, что накопилось и навалилось тяжким грузом, что больше не можешь все это терпеливо тащить, нервная система не выдерживает. Сил сопротивляться, бороться или отказываться тоже нет, силы кончились уже давно, остались только слезы.

Слезы, как последняя возможность для выхода накопившегося напряжения, чтобы немного ослабить натянутую струну внутри и не порваться. Слезы, как пауза, короткая передышка…потому что все, больше невозможно. Совсем. Никак.

Это такая степень усталости, когда советы не работают. Причем одинаково не рабочими окажутся и призыв «Соберись, тряпка» и совет «Побаловать себя, обращая внимание на свои желания».

Собраться невозможно. Это уже пройдено сто раз, а на сто первом просто ступор, бессилие и слезы. На желания сил тоже уже нет, и желаний в этом состоянии не существует. Маникюр, ухоженные пальчики или массаж уже не спасут – до них не только дойти не получится, не получится даже додуматься до этого. А если туда кто-то отведет, то результатом станет не восстановление душевного равновесия и позитивное настроение, а глухая тоска по потраченному «на эту ерунду» времени. Не зайдет это в качестве подпитки, уровень дефицита сил и энергии не тот.

Если вы уже сталкивались в своем опыте с таким состоянием, то наверняка знаете, как непросто бывает из него выбраться. Особенно, когда дел много, и чуть только напряжение спало, как внутренний критикующий голос принимается стыдить, винить, подгонять…и силы снова стремительно тают под гнетом эмоционального напряжения.
Ситуация, когда силы есть только на слезы говорит о том, что организм и психика уже очень сильно истощены, поэтому и меры восстановления будут ориентированы на самые базовые вещи.

Чем можно себе помочь, если есть силы только на слезы?

  1. Дать себе время и возможность плакать. Не затыкать себя, не стараться успокоиться поскорее, отложить дела. По возможности обеспечить себе место, где можно хоть немного расслабиться и спокойно выплакаться, не отвлекаясь и не сдерживаясь вынужденно. «Отползти в норку». Вашей личной норкой может быть что угодно – например, возможность закрыться в спальне или ванной, чтобы никто не потревожил.
  2. Опираясь на свой прошлый опыт, помочь себе условиями. Кому-то легче выплакаться стоя под душем, когда вместе с водой уходят слезы и напряжение. Кому-то сидя в машине с музыкой.
  3. Разрешить себе плакать пока слезы идут. А потом дать себе время на отдых, возможно, поспать, чтобы восстановиться хотя бы немного и можно было бы переходить к следующим шагам.
  4. Тут все просто: сон, отдых, еда, вода, простейшая личная гигиена-уход за собой. Насыщение базовых потребностей, восстановление уровня энергии для более-менее нормального функционирования организма.
  5. Дать себе время на ориентировку в своих ближайших потребностях после насыщения базовых. Понять для себя чего хочется и чего точно нет.
  6. Не хватать сразу много нагрузки. Даже если силы вернулись, очень легко привести себя вновь к перегрузке. Важно учиться дозировать нагрузку, а не только умело восстанавливаться после перегруза.
    Посмотреть, как организована ваша жизнь и есть ли в ней:
  • Распределение нагрузки между членами семьи
  • Возможность просить помощь и получать ее
  • Забота о себе и саморегуляция в части труда и отдыха
  • Умение регулировать свое эмоциональное состояние, не доводя себя до перенапряжения
  • Регулярная забота о своем здоровье и благополучии на уровне тела.

Кроме того, если важно помочь себе не только экстренными мерами, но и в долгосрочной перспективе, то стоит обратиться к специалисту и разобраться с тем, как так происходит, что вы перегружаетесь до состояния истощения.

Сил вам, благополучия и удовлетворенности жизнью.

Психолог. Семейный психолог Надежда Керова. 15.04.2019 Пермь.

Все мы знаем детскую песенку о том, чему учат в школе:

Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать, малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

К четырём прибавить два, по слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Книжки добрые любить и воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Но толь ко ли этому? И этому ли сейчас учатся дети? Многие приходят в школу уже умея считать, читать и писать. Некоторым детям откровенно скучно в первом классе, потому что значительная часть программы первого класса была уже пройдена в подготовительный период.

Стоит задуматься что усваивает ребенок в первый год обучения в школе. Нет оценок и серьезных домашних заданий, когда дети не просто доделывают то, что не успели в классе, но и самостоятельно осваивают целые блоки информации из учебника, повторяя и закрепляя пройденное. На чем тогда стоит акцентировать внимание?

В самом начале года, буквальное первые недели дети просто привыкали к новому месту, учились ориентироваться в пространстве, быстро соображать, где класс, столовая, туалет, спортивный зал и т.д. Это важный навык, впоследствии помогает не запутаться и не потеряться, не потерять время. Это было освоено. Что дальше?
Кроме такой заметной ориентировки в пространстве не менее важна ориентировка в новой деятельности. Для взрослого человека с большим личным опытом учебы, работы и освоения множества разных новых дел все это может показаться пустяком. А для первоклашки важные задачи:

  1. Научиться вести дневник, расписание, вносить в него записи домашних заданий и другую информацию, не сбиться и не запутаться в днях недели и датах.
  2. Научиться самостоятельно укладывать портфель и брать только нужное и важное, не брать лишнее – и так очень тяжелые портфели бывают у современных детей.
  3. Научиться аккуратно обращаться с учебниками и тетрадями, вести записи по правилам, отсчитывая и отступая строчки и клеточки. Этому тоже частично учили в подготовительном классе, вспомните, графические диктанты – это тренировка навыка, но здесь, в школе, все всерьез.
  4. Огромная задача – тренировка саморегуляции. Сидеть ровно и спокойно целый урок, держать концентрацию внимания на предмете, на том, что говорит педагог совсем непросто. То есть, опять же, нам взрослым, просто. А детям приходится прикладывать усилия.
  5. Запоминать то, что говорит учитель, успевать записывать задачи, осмыслять их, усваивать способы решения. Запоминать правила и учиться их применять.
  6. Поведение, безопасность, поддержание аккуратного внешнего вида в соответствии с правилами школы.
  7. Общение с одноклассниками -дружба и конфликты, просить и оказывать помощь, учиться оценивать себя и других в соответствии с заданными критериями и т.д.

Это только то, что я сходу записала, если анализировать обычную учебную неделю обычного школьника, скорее всего, наберется еще что-то.

Школа не просто дает готовые знания, школа учит учиться, помогает тренировать навык освоения нового материала. Это как в притче про удочку и рыбу – более ценный дар, если человека научат рыбачить, а не просто накормят готовой рыбой.

Весь первый класс – это важный период для освоения навыка учения. Чтобы потом, позже, когда информация идет большим, чем сейчас потоком, ребенок уже не отвлекался и не тратил свое время, внимание, волю и силы на укладку портфеля или размышления над дневником, а делал это автоматически.

Родительская задача первого класса – умеренный контроль. Если все делать за ребенка и контролировать, подстраховывая каждый шаг, то на сейчас все будет скорее всего достаточно благополучно, но в перспективе не очень хорошо – контроль так и останется на родителе, позже передавать его ребенку сложнее и более болезненно для всех.

Если сейчас не контролировать совсем и пустить процесс освоения важных навыков саморегуляции и самоорганизации на самотек, то потом можно обнаружить пробелы и упущенное время.

  • В этом процессе снижения контроля и передачи ответственности тоже есть этапы.
    Сначала ребенок смотрит как делает мама. Мама не просто делает, но и поясняет свои действия – то есть делает медленно, обучая ребенка. Цель не в том, чтобы сделать, а в том, чтобы показать, как делать.
  • Затем ребенок и родитель делают что-то вместе. Родитель активно участвует, помогает.
  • Ребенок делает сам, родитель рядом и помогает словесной инструкцией, а также наблюдает, замечает ошибки, помогает ребенку заметить их и исправить.
  • Ребенок делает сам. Родитель включается, когда уже есть какой-то результат. Родитель помогает ребенку оценить этот результат на соответствие образцу, правилу оформления и т.д. При необходимости ребенок исправляет ошибки и недочеты.
  • Ребенок полностью делает сам. Контроль исполнения и результата на ребенке. Родитель может включаться эпизодически или ребенок сам может обращаться за помощью при необходимости.

Эти этапы не про первый класс, а про новое для ребенка дело. Новых дел будет еще много, просто именно в первом классе высокая концентрация того, чему ребенок должен обучиться для более-менее ненапряжного продолжения учебы. Можно хоть на мытье посуды тренироваться хоть на сборе портфеля. Важно отслеживать именно освоение навыка выполнения нового. Если что-то идет не так – возвращаться на предыдущий этап и продолжать там.

Кто-то из родителей, возможно, заметит, что все это происходит словно автоматически, что дети быстро осваиваются и им не нужна такая подробная помощь и высокая включенность родителей. Да, так тоже может быть. Инструкция и этапы могут скорее пригодится тем, у кого «что-то пошло не так» и это было обнаружено сейчас, во втором полугодии.

Если обнаруживаются сложности, которые не удается решить простыми действиями и большим, чем раньше, вниманием к происходящему, стоит обратиться к специалистам за диагностикой.

Психолог, семейный психолог, Надежда Керова. 21.03.2019.

 

Осталось совсем немного до конца первого класса, уже подходит к концу третья четверть. А ведь, кажется, совсем недавно мамы и папы за руку привели совсем еще малышей в школу. Многие дети успешно адаптировались к новому месту, людям вокруг, новой деятельности, режиму дня, организации занятий – им очень много всего пришлось усвоить. Дети заметно подросли, выражения лиц стали взрослее и серьезнее – полным ходом идет перестройка. Это нормальный процесс, один из нормативных возрастных кризисов – переходов на новую ступень жизни и деятельности. Этот кризис существенно мягче, чем, например, кризис трех лет и иногда остается почти незамеченным. В этом-то и скрывается иногда подвох.

Мы не рассматриваем этот период как «кризис», порой не уделяем достаточно много внимания психо-эмоциональному состоянию ребенка именно в части взросления.
В фокусе внимания чаще находятся совсем другие вещи.

  1. Успеваемость. Освоение школьной программы важно для большинства родителей. То, что в первом классе нет оценок – ориентиров, порой вызывает больше напряжения у родителей, чем у детей.
  2. Успешность. Это сложно не держать в фокусе, попробуй забудь – окружающий мир в лице педагогов, друзей, родных, СМИ и т.д. напомнит, что «успех всей жизни ребенка закладывается прямо сейчас, надо больше стараться». Я не против успеха, но я за умеренность и сохранение здоровья ребенка. Лично я не готова оплачивать сиюминутные успехи расшатанными нервами.
  3. Адаптация к школе. Это точно требует внимания и усилия, которые мы прикладываем, помогая ребенку адаптироваться к новой ситуации, чаще всего оправданы, поскольку закладывают фундамент на долгие годы обучения.
  4. Друзья и общение – это тоже обычно родителей интересует. Это важная часть жизни ребенка, но сегодня все-таки не о ней.

Сегодня мне хочется написать о самом ребенке, о том, как меняется его внутреннее состояние на переходе из детского сада в школу. Для ребенка этот очень важен. Это именно другая ступень, это шаг вверх во внутренней картине мира маленького человека, повышение статуса.
Ребенок от него не откажется, он не хочет обратно в детский сад, он понимает, что этот период пройден. Это нормальное стремление к росту, развитию, познанию нового. И, как следствие, стремление к расширению мира.

Я – большой! Значит мне можно больше.

Этот момент легко упустить, не заметить в череде будничных хлопот. А для ребенка это важная точка роста и взросления, она требует подтверждения действиями.

Иногда действия ребенка кажутся странными, становятся для родителей полной неожиданностью и наводят на мысли о «тихом омуте». Спокойные и послушные дети вдруг начинают нарушать правила, уходить, например, без спросу в гости или погулять. Не дожидаясь сопровождающих уходить сами домой из школы. При этом объективная реальность такова, что самостоятельная дорога домой не является необходимостью, продиктованной рабочим графиком родителей или бабушек, дедушек, путь домой может проходить через дороги с интенсивным движением и быть небезопасным, ребенок не тренировался делать это безопасно, у него нет четко сформированных навыков, у него даже может не быть ключей от квартиры. Но он очень хочет сам! Делать, действовать!

Стремление сделать самому, ощутить свою взрослость бывает настолько важным, что перекрывает все наставления родителей.

Самостоятельная дорога домой из школы – это частный случай, всего лишь один из примеров. Кроме того, самостоятельности и взрослости ребенку может хотеться в обращении с деньгами. Да, уже сейчас! Хотя бы немного!

В выборе для себя еды согласно своим предпочтениям (это, вообще-то и раньше вполне можно сделать) и так далее.

Что с этим делать и как заметить?

Замечать хорошо бы до того момента, когда ребенок «своей властью» примет какое-то решение и нам придется иметь дело с его последствиями. Как? Разговаривать с ребенком о его желаниях. Отказывать аргументированно, поясняя на доступном для него уровне почему вы, родители, решили именно так. Наблюдать и своевременно расширять зону самостоятельности. Не готовы отпускать одного во двор гулять? Дайте волю в чем-то другом. Это важно!

Зачем это нужно ребенку и чем полезно родителям?

Первый класс – это период, когда идет активное формирование массы навыков, необходимых для обучения. Самоорганизация, внимание, самоконтроль, память, волевая регуляция …и многое другое. Это зоны роста. Для гармоничного развития ребенка, важно чтобы мы не только требовали с него, повышая ответственность, но и расширяли зону самостоятельного принятия решений. Это взаимосвязанные вещи – свобода и ответственность.

Впоследствии родителям намного проще жить, если не приходится постоянно контролировать выучил ли ребенок уроки и собрал ли он портфель.

А как же быть с безопасностью?

Безопасность обеспечивается не только тотальным контролем и постоянным сопровождением. Безопасность — это информация, просвещение ребенка о разных сторонах жизни, без запугивания, но с ясными понятиями о явлениях жизни и инструкциями по поведению в разных ситуациях.
Безопасность – это внимание к границам своим (родительским) и границам ребенка (личным), а также своевременное четкое и ясное понятие границ семьи, социума, коллектива и т.д. Что они разные, что их можно и нужно регулировать и как именно это делать. Что личная интимная безопасность важна, и ребенок должен знать об этом.
Что эмоции и чувства разрешены все, их можно чувствовать, проживать и про них можно говорить, а вот проявления эмоций в поведении придется регулировать.

Правила никто не отменял. Но мало их просто озвучить, чем старше ребенок, тем больше пояснений придется давать относительно правила и последствий его несоблюдения.

Отношения с ребенком – это труд, это постоянная работа с собой. Но если быть достаточно внимательными к этой части жизни, то взаимопонимание наладить не так уж сложно.

Психолог, семейный психолог, Надежда Керова. Пермь. 20.03.2019.

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии
Search - JE Faqpro