Статьи

Все мы знаем детскую песенку о том, чему учат в школе:

Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать, малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

К четырём прибавить два, по слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Книжки добрые любить и воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Но толь ко ли этому? И этому ли сейчас учатся дети? Многие приходят в школу уже умея считать, читать и писать. Некоторым детям откровенно скучно в первом классе, потому что значительная часть программы первого класса была уже пройдена в подготовительный период.

Стоит задуматься что усваивает ребенок в первый год обучения в школе. Нет оценок и серьезных домашних заданий, когда дети не просто доделывают то, что не успели в классе, но и самостоятельно осваивают целые блоки информации из учебника, повторяя и закрепляя пройденное. На чем тогда стоит акцентировать внимание?

В самом начале года, буквальное первые недели дети просто привыкали к новому месту, учились ориентироваться в пространстве, быстро соображать, где класс, столовая, туалет, спортивный зал и т.д. Это важный навык, впоследствии помогает не запутаться и не потеряться, не потерять время. Это было освоено. Что дальше?
Кроме такой заметной ориентировки в пространстве не менее важна ориентировка в новой деятельности. Для взрослого человека с большим личным опытом учебы, работы и освоения множества разных новых дел все это может показаться пустяком. А для первоклашки важные задачи:

  1. Научиться вести дневник, расписание, вносить в него записи домашних заданий и другую информацию, не сбиться и не запутаться в днях недели и датах.
  2. Научиться самостоятельно укладывать портфель и брать только нужное и важное, не брать лишнее – и так очень тяжелые портфели бывают у современных детей.
  3. Научиться аккуратно обращаться с учебниками и тетрадями, вести записи по правилам, отсчитывая и отступая строчки и клеточки. Этому тоже частично учили в подготовительном классе, вспомните, графические диктанты – это тренировка навыка, но здесь, в школе, все всерьез.
  4. Огромная задача – тренировка саморегуляции. Сидеть ровно и спокойно целый урок, держать концентрацию внимания на предмете, на том, что говорит педагог совсем непросто. То есть, опять же, нам взрослым, просто. А детям приходится прикладывать усилия.
  5. Запоминать то, что говорит учитель, успевать записывать задачи, осмыслять их, усваивать способы решения. Запоминать правила и учиться их применять.
  6. Поведение, безопасность, поддержание аккуратного внешнего вида в соответствии с правилами школы.
  7. Общение с одноклассниками -дружба и конфликты, просить и оказывать помощь, учиться оценивать себя и других в соответствии с заданными критериями и т.д.

Это только то, что я сходу записала, если анализировать обычную учебную неделю обычного школьника, скорее всего, наберется еще что-то.

Школа не просто дает готовые знания, школа учит учиться, помогает тренировать навык освоения нового материала. Это как в притче про удочку и рыбу – более ценный дар, если человека научат рыбачить, а не просто накормят готовой рыбой.

Весь первый класс – это важный период для освоения навыка учения. Чтобы потом, позже, когда информация идет большим, чем сейчас потоком, ребенок уже не отвлекался и не тратил свое время, внимание, волю и силы на укладку портфеля или размышления над дневником, а делал это автоматически.

Родительская задача первого класса – умеренный контроль. Если все делать за ребенка и контролировать, подстраховывая каждый шаг, то на сейчас все будет скорее всего достаточно благополучно, но в перспективе не очень хорошо – контроль так и останется на родителе, позже передавать его ребенку сложнее и более болезненно для всех.

Если сейчас не контролировать совсем и пустить процесс освоения важных навыков саморегуляции и самоорганизации на самотек, то потом можно обнаружить пробелы и упущенное время.

  • В этом процессе снижения контроля и передачи ответственности тоже есть этапы.
    Сначала ребенок смотрит как делает мама. Мама не просто делает, но и поясняет свои действия – то есть делает медленно, обучая ребенка. Цель не в том, чтобы сделать, а в том, чтобы показать, как делать.
  • Затем ребенок и родитель делают что-то вместе. Родитель активно участвует, помогает.
  • Ребенок делает сам, родитель рядом и помогает словесной инструкцией, а также наблюдает, замечает ошибки, помогает ребенку заметить их и исправить.
  • Ребенок делает сам. Родитель включается, когда уже есть какой-то результат. Родитель помогает ребенку оценить этот результат на соответствие образцу, правилу оформления и т.д. При необходимости ребенок исправляет ошибки и недочеты.
  • Ребенок полностью делает сам. Контроль исполнения и результата на ребенке. Родитель может включаться эпизодически или ребенок сам может обращаться за помощью при необходимости.

Эти этапы не про первый класс, а про новое для ребенка дело. Новых дел будет еще много, просто именно в первом классе высокая концентрация того, чему ребенок должен обучиться для более-менее ненапряжного продолжения учебы. Можно хоть на мытье посуды тренироваться хоть на сборе портфеля. Важно отслеживать именно освоение навыка выполнения нового. Если что-то идет не так – возвращаться на предыдущий этап и продолжать там.

Кто-то из родителей, возможно, заметит, что все это происходит словно автоматически, что дети быстро осваиваются и им не нужна такая подробная помощь и высокая включенность родителей. Да, так тоже может быть. Инструкция и этапы могут скорее пригодится тем, у кого «что-то пошло не так» и это было обнаружено сейчас, во втором полугодии.

Если обнаруживаются сложности, которые не удается решить простыми действиями и большим, чем раньше, вниманием к происходящему, стоит обратиться к специалистам за диагностикой.

Психолог, семейный психолог, Надежда Керова. 21.03.2019.

 

Осталось совсем немного до конца первого класса, уже подходит к концу третья четверть. А ведь, кажется, совсем недавно мамы и папы за руку привели совсем еще малышей в школу. Многие дети успешно адаптировались к новому месту, людям вокруг, новой деятельности, режиму дня, организации занятий – им очень много всего пришлось усвоить. Дети заметно подросли, выражения лиц стали взрослее и серьезнее – полным ходом идет перестройка. Это нормальный процесс, один из нормативных возрастных кризисов – переходов на новую ступень жизни и деятельности. Этот кризис существенно мягче, чем, например, кризис трех лет и иногда остается почти незамеченным. В этом-то и скрывается иногда подвох.

Мы не рассматриваем этот период как «кризис», порой не уделяем достаточно много внимания психо-эмоциональному состоянию ребенка именно в части взросления.
В фокусе внимания чаще находятся совсем другие вещи.

  1. Успеваемость. Освоение школьной программы важно для большинства родителей. То, что в первом классе нет оценок – ориентиров, порой вызывает больше напряжения у родителей, чем у детей.
  2. Успешность. Это сложно не держать в фокусе, попробуй забудь – окружающий мир в лице педагогов, друзей, родных, СМИ и т.д. напомнит, что «успех всей жизни ребенка закладывается прямо сейчас, надо больше стараться». Я не против успеха, но я за умеренность и сохранение здоровья ребенка. Лично я не готова оплачивать сиюминутные успехи расшатанными нервами.
  3. Адаптация к школе. Это точно требует внимания и усилия, которые мы прикладываем, помогая ребенку адаптироваться к новой ситуации, чаще всего оправданы, поскольку закладывают фундамент на долгие годы обучения.
  4. Друзья и общение – это тоже обычно родителей интересует. Это важная часть жизни ребенка, но сегодня все-таки не о ней.

Сегодня мне хочется написать о самом ребенке, о том, как меняется его внутреннее состояние на переходе из детского сада в школу. Для ребенка этот очень важен. Это именно другая ступень, это шаг вверх во внутренней картине мира маленького человека, повышение статуса.
Ребенок от него не откажется, он не хочет обратно в детский сад, он понимает, что этот период пройден. Это нормальное стремление к росту, развитию, познанию нового. И, как следствие, стремление к расширению мира.

Я – большой! Значит мне можно больше.

Этот момент легко упустить, не заметить в череде будничных хлопот. А для ребенка это важная точка роста и взросления, она требует подтверждения действиями.

Иногда действия ребенка кажутся странными, становятся для родителей полной неожиданностью и наводят на мысли о «тихом омуте». Спокойные и послушные дети вдруг начинают нарушать правила, уходить, например, без спросу в гости или погулять. Не дожидаясь сопровождающих уходить сами домой из школы. При этом объективная реальность такова, что самостоятельная дорога домой не является необходимостью, продиктованной рабочим графиком родителей или бабушек, дедушек, путь домой может проходить через дороги с интенсивным движением и быть небезопасным, ребенок не тренировался делать это безопасно, у него нет четко сформированных навыков, у него даже может не быть ключей от квартиры. Но он очень хочет сам! Делать, действовать!

Стремление сделать самому, ощутить свою взрослость бывает настолько важным, что перекрывает все наставления родителей.

Самостоятельная дорога домой из школы – это частный случай, всего лишь один из примеров. Кроме того, самостоятельности и взрослости ребенку может хотеться в обращении с деньгами. Да, уже сейчас! Хотя бы немного!

В выборе для себя еды согласно своим предпочтениям (это, вообще-то и раньше вполне можно сделать) и так далее.

Что с этим делать и как заметить?

Замечать хорошо бы до того момента, когда ребенок «своей властью» примет какое-то решение и нам придется иметь дело с его последствиями. Как? Разговаривать с ребенком о его желаниях. Отказывать аргументированно, поясняя на доступном для него уровне почему вы, родители, решили именно так. Наблюдать и своевременно расширять зону самостоятельности. Не готовы отпускать одного во двор гулять? Дайте волю в чем-то другом. Это важно!

Зачем это нужно ребенку и чем полезно родителям?

Первый класс – это период, когда идет активное формирование массы навыков, необходимых для обучения. Самоорганизация, внимание, самоконтроль, память, волевая регуляция …и многое другое. Это зоны роста. Для гармоничного развития ребенка, важно чтобы мы не только требовали с него, повышая ответственность, но и расширяли зону самостоятельного принятия решений. Это взаимосвязанные вещи – свобода и ответственность.

Впоследствии родителям намного проще жить, если не приходится постоянно контролировать выучил ли ребенок уроки и собрал ли он портфель.

А как же быть с безопасностью?

Безопасность обеспечивается не только тотальным контролем и постоянным сопровождением. Безопасность — это информация, просвещение ребенка о разных сторонах жизни, без запугивания, но с ясными понятиями о явлениях жизни и инструкциями по поведению в разных ситуациях.
Безопасность – это внимание к границам своим (родительским) и границам ребенка (личным), а также своевременное четкое и ясное понятие границ семьи, социума, коллектива и т.д. Что они разные, что их можно и нужно регулировать и как именно это делать. Что личная интимная безопасность важна, и ребенок должен знать об этом.
Что эмоции и чувства разрешены все, их можно чувствовать, проживать и про них можно говорить, а вот проявления эмоций в поведении придется регулировать.

Правила никто не отменял. Но мало их просто озвучить, чем старше ребенок, тем больше пояснений придется давать относительно правила и последствий его несоблюдения.

Отношения с ребенком – это труд, это постоянная работа с собой. Но если быть достаточно внимательными к этой части жизни, то взаимопонимание наладить не так уж сложно.

Психолог, семейный психолог, Надежда Керова. Пермь. 20.03.2019.

EC49NW53jG8

Один из очень интересных моментов в семье – это изменение образа жизни кем-то из членов семьи. Например, женщина решила похудеть к пляжному сезону, или ребенок-подросток увлекся здоровым образом жизни, включающим спорт и изменения в питании.
Семья, как система обязательно отреагирует! При этом важно помнить, что семейная система больше, чем один человек! И общая сила системы больше, чем сумма сил ее членов.

Вообще в деле снижения веса, спорта, здорового образа жизни и любых других нововведений у кого-либо из членов семьи, реакция семьи в целом очень интересна и показательная.

Семья может поддерживать этот процесс или ему сопротивляться. А может делать то и другое одновременно – в чем-то поддерживать, а в чем-то сопротивляться, замедлять процесс или вовсе его останавливать.

Может говорить о поддержке, но негласно сопротивляться, пассивно выражая свое недовольство - причем чаще всего даже не осознавая его.

Почему так происходит?

Семья, как система постоянно имеет два вектора - направленный на стабилизацию и направленный на развитие. Вектора могут порой весьма сильно противоречить друг другу, между ними, как правило, большую часть времени поддерживается равновесие. Иногда оно довольно хрупкое. Под воздействием каких-либо внешних или внутренних сил равновесие в семейной системе может нарушаться и тогда, система очень хочет «вернуть все как было».

Вес, как семейный симптом — это один из вариантов поддержания стабильности семейной системы. Один из, потому что их много, а сейчас я пишу именно про вес, еду и отношения в семье.

Если вдруг кто-то из членов семьи пытается нарушить стабильность, то система в целом начинает сопротивляться. Это очень сложно выдерживать! Просто потому, что, как мы помним, система всегда больше, чем один человек.

Это не только в вопросах веса бывает, но и в любых значимых изменениях. Те, кто проходил длительную терапию с психологами отмечали, что в какой-то момент семья активно против.
Причем против семья может быть даже в том случае, если изначально активно поддерживала поход к психологу или даже настаивала на нем.
Почему так? Вначале семья могла среагировать на то, что кому-то из ее членов активно плохо, есть выраженный дискомфорт. Когда начинается работа с психологом, то в начале может значимо спадать напряжение – это обычно всем в семье нравится, жить становится легче. Затем начинают происходить изменения, зачастую затрагивая не только того, кто является клиентом, но и остальных, так как меняются отношения в семье. Это уже не особо приятно, напряжение может появится вновь и нарастать.

Изменения непонятны, а незнакомое чаще тревожит, вызывает опасения, нарушает стабильность. Их хочется прекратить. Чтобы было как раньше. Пусть не очень хорошо, зато понятно. Поэтому очень часто работа останавливается на том месте, где снято первое напряжение, стало легче. Чтобы продолжать, не бросить нужна четко осознаваема мотивация и внутреннее согласие на этот душевный труд, который будет продвигаться на личной энергии отдельного человека, либо на энергии всей семьи, если речь идет о семейных изменениях. На любые изменения нужна энергия, которую можно вложить в процесс трансформации, чтобы обеспечить его. Энергия своя, внутренняя, даже при наличии внешних помощников и группы поддержки. На внешней энергии психолога, диетолога, тренера и т.п. далеко не уехать.

С диетами и спортом это, порой, превращается в саботаж. Иногда тихий, иногда активный. Вариантов масса, напишу немного.

"Дразнить" совершенно случайно, само собой, вкусняшками, конфетками-шоколадками...

Случайно портить полезную еду, забывать ее купить, если попросили.

Покупать и демонстративно съедать вредную.

Жалеть - "Ах, как же тебе тяжко, может ну его... хоть сегодня отдохни"

Соблазнять совместным ужином.

Горько вздыхать и печалиться, что утрачивается что-то, что было раньше.

И это все правда, так и есть. Многое ранее скреплявшее семью, например, совместные долгие и обильные ужины, может быть утрачено. Причем там ведь не только "вредная" часть в виде лишних калорий и гиподинамии, но и ценностная и ценная часть - совместности, общения, близости.

Если саботаж есть, стоит разбираться с чем именно он связан, что боится потерять семья, если кто-то начал меняться. Разбираться, что именно опасается потерять или реально теряет семья, чтобы можно было найти адекватную замену этому. Например, поддерживать близость не с помощью еды и совместных ужинов, а за счет совместного просмотра фильмов, без еды, или совместных игр, чтения, бесед…

В каждом отдельном случае нужно разбираться индивидуально, потому что даже при похожих исходных данных, каждая семья все делает по-своему и наполняет похожие вещи своим уникальным смыслом.

Психолог, семейный психолог, Надежда Керова. 03.03.2019.

Иногда бывает сильно надо срочно-срочно поддержать себя, если сложно дается какой-то период. Например, работа над проектом, диета или тренировки, или любое энергозатратное дело, которое сделать «надо» - то есть мы исходим из осознанной необходимости и некоторого напряжения в процессе, а не из драйва, удовольствия и интереса.


Изначально я продумывала такие списки, когда много консультировала мам в декрете и лекции читала на тему выживания и сохранения себя во время отпуска по уходу за ребенком.

Тогда мы еще разбивку делали по степени срочности, доступности и имеющегося времени, которое можно потратить на восстановление своего душевного состояния.

Согласитесь, есть разница, если у вас сдают нервы прямо сейчас и у вас есть прямо сейчас 15 минут, чтобы что-то с этим сделать или у вас будет три часа, но в выходной, а сегодня только вторник, например. Большинство молодых мам соглашалось на 15 минут прямо сейчас. И я их отлично понимаю!
Нам оставалось только продумать, чем именно можно заняться, чтобы полегчало.

Время мы разбивали так – у меня есть: 5 минут, 15 минут, 30 минут, 1-2 часа, целый день.
И под каждый временной промежуток расписывали варианты действий, которые могли бы помочь. Каждая женщина писала свой список, мы обсуждали разные варианты, делились ими.

Почему каждая свой список, а не общие рекомендации?
Потому что все люди разные и у всех свои предпочитаемые и наиболее эффективные способы восстановления душевного равновесия.
Важно, чтобы этот процесс был своим личным – в него вложены усилия и энергия, это захочется потом применять, потому что оно свое родное, а не чья-то идея со стороны.
Обмен мнениями после составления своего списка позволяет что-то добавить к нему, но не отменяет уже проделанной личной работы.

Я обычно предлагаю еще не концентрироваться на похожих вариантах, а брать разноплановое – про тело, творчество, эмоции, интеллект, активное и пассивное … разное в общем. Это важно, потому что это дает больше возможностей подобрать подходящее прямо сейчас, в момент, когда думать времени может и не быть, а тут готовый список.

Сначала само задание бывает вводит в ступор, но если начать, то потом отлично идет процесс и вариантов становится все больше и больше.

Я помню, когда писала диплом, мне помогал процесс мытья окон. Как только застопорился очередной кусок – я иду мыть окно. У меня, наверное, ни до этого, ни после таких чистых окон не было. Но работало же! Чистое окно – голова прояснилась, мысли появились.

Попробовала накидать список из 10 пунктов сходу - что меня поддерживает и помогает сейчас, если вдруг настроение ползет вниз.

  1. Слушать музыку и петь – дает выход эмоциям, помогает прожить их. Заметила, кстати, что в зависимости от того какие именно застрявшие эмоции надо выпустить я выбираю разную музыку.
  2. Танцы – сброс напряжения, накопленного в теле, эмоциональная разрядка. Тело вообще шикарная штука для отработки всякого эмоционального мусора.
  3. Рисование – работа со своим эмоциональным миром и просто удовольствие. Дешево, быстро, уметь ничего не надо, надо только разрешить себе возюкать кистью по бумаге и не жалеть бумаг.
  4. Ароматерапия – масло в аромалампе, натуральные ароматизаторы, а также шампунь, гель, крем, скраб и т.д. Запахи – это вообще мое. Я все на запах проверяю.
  5. Уход за собой – лицо, руки, ноги, тело – маски, крема и т.д. Ну про это я писала немного уже.
  6. Цветы. В букете или в горшке, просто так, без повода, для себя. Недавно купила хризантему, теперь посматриваю в сторону роз. Я каждую весну покупаю в горшках, потом в сад высаживаю. Иногда специально беру заморышей распродажных, чтобы реанимировать, выходить, потом высадить и радоваться.
  7. Погулять с собакой или в одиночестве хотя бы во дворе. Особенно хорошо летом! Ушла в сад или в теплицу – красота!!
  8. Общение с семьей, коллегами и подругами.
  9. Растяжка дома на коврике. Растяжка – это чуть ли не единственная физическая нагрузка доступная мне в любом месте, в любое время. Она стабильно приличная и дает хороший результат в плане подзарядки энергией.
  10. Физическая работа по дому и во дворе, огороде. Иногда отдраить плиту или ванную комнату просто таки целебно!
  11. Бонус! Психотерапия – читать профессиональную литературу, писать заметки и статьи, работать с людьми – удовлетворение и удовольствие от любимого дела. Я 13 лет в профессии и за это время моя жизнь меняется и меняется в сторону большего качества и удовлетворенности ею. Впрочем, тут могла бы стоять просто "любимая работа" - пока я работала на "скорой" тоже кайфовала от своего дела.

Вы можете попробовать составить свои поддерживающие списки. Это работает!

Психолог, семейный психолог, Надежда Керова. Пермь. 25.02.2019

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии
Search - JE Faqpro